Как поясняют в Федеральной таможенной службе России, таможенные органы трех стран будут координировать работу. Синхронизируют рабочие смены таможен, что позволит уменьшить очереди в пунктах пропуска. Появится обмен оперативной информацией о перемещаемых грузах (в том числе опасных и запрещенных), о транспортных средствах, текущих работах и планах по реконструкции пунктов пропуска.
Сейчас международный транспортный коридор "Север-Юг" стал одним из немногих путей для транспортировки товаров из Азии в Россию и обратно. Есть несколько вариантов для доставки товаров через Иран. Морем в порт Бендер-Аббас, оттуда по суше до Каспийского моря, на барже в Астрахань, а дальше внутри России уже по железной дороге или автотранспортом, рассказывает соучредитель ГК "Сервисная логистическая компания" Дмитрий Аржаных.
Другой вариант: доставка товаров из Бендер-Аббаса машинами по суше. Также можно транспортировать грузы авиатранспортом через Тегеран.
Однако иранский хаб не справится с объемом торговли, который необходим России, отмечает Аржаных. "Маршруты хоть и есть, но они не до конца проработаны: нет опыта. Порт не приспособлен к перевалке большого количества контейнеров", - говорит он. Астрахань, через которую везут товары из Ирана, непопулярный порт для крупных логистических маршрутов. Кроме того, важно решить вопросы с безопасностью доставки.
У нас из Ирана ходит автомобильный транспорт, рассказывает основатель группы компаний JUST Людмила Теселкина. Товары едут около двух недель. Груз выходит из Ирана, пересекает российско-азербайджанскую границу, заходит со стороны Дагестана и дальше идет по территории России.
Также компания использует для транспортировки грузов баржи. На них товар отправляется из астраханского порта в Иран, при этом корабль фрахтуется индивидуально. Такая дорога занимает от 14 до 17 дней.
"Коридор "Север-Юг" сегодня - разрабатываемый логистический маршрут. Пока это много разрозненных между собой компаний и логистика "как повезет". Горизонт планирования доставки составляет неделю, максимум 10 дней", - говорит Теселкина.
Проект коридора "Север-Юг" был сформирован в 1999 году и по задумке должен был обеспечить связь Индии со странами Балтии через территорию Ирана и далее по Каспийскому морю.
Маршрут весьма перспективный и значительно сокращает время на перевозку грузов, считает старший преподаватель кафедры Международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Иванов. Сложности возникают с пограничным и таможенным контролем в странах - участницах данного проекта, что делает перевозку дороже. Для преодоления трудностей нужна активная цифровизация, а также сопряжение информационно-таможенных систем. Как раз это и поможет наладить новый меморандум, подписанный тремя странами, отмечает он.
Руководители таможенных ведомств России и Ирана Владимир Булавин и Алиреза Могадаси также заявили, что готовы в скором времени подписать соглашение о взаимном признании статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО), что позволит упростить взаимную торговлю. Ведомства двух стран будут обмениваться информацией о таможенной стоимости товаров, будут сотрудничать в области образования и подготовки кадров.