Новость о "подправленной" на выставке картине ученицы Малевича поначалу многие восприняли как анекдот, даже правоохранительные органы не сразу согласились возбудить уголовное дело. Но когда Государственная Третьяковская галерея озвучила оценочную стоимость полотна, 75 миллионов рублей, стало не до шуток. Да и ущерб от четырех нарисованных гелевой ручкой кружков получился впечатляющий - более чем в 250 тысяч рублей, по оценке реставраторов, нужно было, чтобы вернуть трем безликим прежний вид.
Прозревшие "три фигуры" стали героями многочисленных мемов. Журналисты и блогеры говорили об акционизме, о выросшей после случившегося стоимости "картины с историей". Искусствоведы обвиняли подростков, у которых нет уважения к достоянию страны. А потом публика увидела угрюмого пожилого человека с коротко стриженными волосами. Бывший охранник, ветеран двух войн, с ранениями и контузиями, далек от мира искусства.
Его версия событий поразительно проста: подошли дети, попросили нарисовать глазки и дали ручку. И человек, охранявший предметы искусства, но не понимавший их ценности, выполнил просьбу. Ему не слишком везло в жизни: потерял сына, на войне потерял здоровье. А теперь вот - работу и покой...
За полгода после происшествия Васильев неоднократно раскаялся в своем поступке. "Я виноват. Я сожалею. Лучше бы не трогал! Если бы мне сказали, что это московские штуки всякие, я бы даже не подошел...", - говорил он в зале суда.
С просьбой оказать снисхождение простодушному вандалу высказались губернатор Евгений Куйвашев и митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг), призывая "смилостивиться и не наказывать за вандализм глубоко страдавшего ветерана локальных конфликтов".
Сменилась интонация обсуждения и в соцсетях. Среди немногочисленных реплик: "Раз виноват, должен ответить", "Человек охамел и испортил чужую вещь!" громче всего звучит: "Отстаньте уже от мужика! Надо простить и отпустить!"
Страховая компания погасила причиненный ущерб, выплатив 250 290 рублей.
Однако люди власти предержащие стоят на своем. В прокурорском обвинении, например, звучат слова об "умышленных преступных действиях, оскорбляющих общественную нравственность", "пренебрежительном отношении к окружающим"... Господи, да вы посмотрите на этого растерянного пожилого мужчину. "У меня столько ран, в голове осколок... Голова-то вообще в дурдом идет", - говорит он сбивчиво.
Минкультуры, как потерпевшая сторона и чьи работники кстати, по словам некоторых исскустоведов, лоббируют это дело, тоже далеки от снисхождения. "Есть законодательство РФ, которое предусматривает наказание за порчу культурных ценностей. Человек, находясь при исполнении служебных обязанностей (а он охранял художественные ценности), совершил данное преступление. После случившегося минкультуры обратилось в прокуратуру и выразило свою позицию. Далее решение принимать будет суд, это уже его компетенция", - прокомментировали "РГ" ситуацию в Министерстве культуры РФ.
Третьяковка, естественно, вслед за минкультуры, отказывается идти на мировую. "Учитывая обстоятельства уголовного дела, нанесенный ущерб картине "Три фигуры" и высокую степень общественного резонанса в связи со случившимся, галерея рассмотрела возможность о прекращении дела в связи с примирением, и не считает возможным обращаться с таким заявлением к мировому судье. Вместе с тем галерея не возражает против рассмотрения дела без своего участия", - говорится в письме руководства Третьяковской галереи, скан которого распространил в СМИ адвокат Алексей Бушмаков. Он ходатайствовал о прекращении уголовного дела в отношении Васильева и назначении ему судебного штрафа. Но это предложение почему-то не приняли. Мотивы, по которым его подзащитному отказано в примирении, он назвал "странными".
По первой части ст. 214 УК РФ Александр Васильев может получить наказание в виде штрафа в 40 тысяч рублей, или исправительных работ на один год, или арест на срок до трех месяцев.
А картине, между тем, смогли вернуть первозданный вид - видимо, чернила гелевой ручки не проникли в краску так глубоко, как черствость и равнодушие в души людей, которые по своему призванию несут людям нравственные принципы. Тут же не человечество, а судьба одного конкретного человека...
Алексей Варламов, писатель:
- Я ни в коем случае не эксперт, и не намерен оспаривать нормы закона. Но, с точки зрения норм человеческого здравого смысла, позволю себе высказать два ключевых момента. Если охранник, которого наняли на ответственную, в том числе подразумевающую крепкое физическое здоровье, работу, имел боевой опыт в Чечне и его непростые последствия - проблемы со здоровьем, то это, замечу, прежде всего, проблема кадровой политики Ельцин Центра. Сначала там должны ответить на вопрос - кого и по каким критериям они принимают на работу. И способен ли человек, имеющий проблемы со здоровьем, в случае акта вандализма физически защитить картину.
Второй момент, вытекает из первого. Точнее, всем известна проблема сбережения произведений искусства от актов вандализма. Полагаю, то, что конкретное произведение было застраховано на 75 миллионов рублей, решает проблему его охраны лишь опосредованно. Вопрос тоже к Ельцин Центру - если так легко пририсовать картине глаза, в том числе и ее охраннику, то, может, далеко не все сделано для ее защиты?
И тут, я думаю, что всем нам надо включить здравый смысл. Да, человек совершил правонарушение. Заметьте, предполагаю, вместе с теми, кто его, если он не здоров, принял на работу. Он раскаивается. Он не знаток высокого современного искусства, вкус к которому, уверен, надо прививать совсем не карательными мерами закона. И уж точно не через угрозу лишения свободы человека, который не шел на акт вандализма осознанно, с целью легко заработать или как на перформанс - прославиться.
Выходит, мы стоим перед тестом на гуманизм. Кстати, в интернете прочитал занятную форму его проявления: что если в соцсетях пририсовать картинам, вызывающим споры, то, чего им, на взгляд их ценителей или посетителей экспозиций, "не хватает"? Чем не народное творчество или блогерство?
Подготовил Владимир Емельяненко