"Билетов нет". Директор Красноярского театра оперы и балета рассказала о том, как привлечь публику

Одним из самых значимых событий межсезонья стали масштабные гастроли Красноярского театра оперы и балета в Большом театре. Визит в Москву посвятили 60-летию Дмитрия Хворостовского - всемирно известного красноярца, именем которого теперь назван театр. По завершении гастролей директор Красноярского театра оперы и балета Светлана Гузий в интервью "РГ" рассказала о планах и проблемах коллектива, работающего почти в трех с половиной тысячах километрах от столицы.
Пресс-служба театра

Какие самые актуальные проблемы сейчас для Красноярского театра?

Светлана Гузий: Проблемы всегда существуют, как в нехватке залов, так и финансов. Думаю, они у всех театров примерно одинаковые. И у нас в театре очень долго была ситуация, когда мы очень редко выезжали на гастроли, и премьер в сезоне было немного. Когда пятнадцать лет назад я стала директором, я начала проводить сбор труппы. До меня этого никто не делал. Считали, что это опасно: оперу и балет собирать в одном зале. Однако, оказалось, в этом нет ничего страшного.

Мы научились делать так, чтобы работы хватало всем артистам

Вообще я тот руководитель, который открыто говорит о проблемах. И, несмотря на нехватку денег и залов, сегодня мы научились делать так, чтобы работы хватало абсолютно всем артистам. Мы даем спектакли и в фойе, и в лофт-пространстве, где и родился наш фестиваль современной оперы "Искусство в квадрате". Кстати, за постановку "Груди Терезия" и за "Богатырей" мы взяли "Золотую маску". И очень жаль, что сейчас на гастроли в Большом театре нам не удалось привезти оперу Александра Чайковского "Ермак", как это планировалось до пандемии. Мы просто не уложились в репетиционные возможности по времени. А сегодня, полагаю, наш театр лидирует в России по числу современных опер в репертуаре.

Как вам удается привлечь внимание публики к современным проектам?

Светлана Гузий: Мы "идем в народ": рассказываем о театре, проводим опросы, спрашивая, что интересно современной аудитории. И прислушиваемся к мнению людей. Правда, иногда и казусы случаются. Помню, после премьеры "Ермака" зрители нам стали писать: "Такая прекрасная опера, а в афише у вас ошибка! Написано А.В. Чайковский, а надо, чтобы было П.И. Чайковский!!!".

Но честно скажу, мне повезло служить в Красноярском театре. У нас очень благодарная публика. И к нам с большим удовольствием приезжают как режиссеры, хореографы, так и артисты. Это позволило нам в 2010 году начать проводить фестиваль "Парад звезд в Оперном". Сначала мы слышали вопрос: "А что в Красноярске есть оперный театр?" А через три года у нас уже было столько заявок взять в труппу и в оперную, и в балетную, что мы получили возможность выбирать.

Фото: Пресс-служба театра

Не секрет, что лучшие солисты всегда смотрят в сторону столиц. И Красноярский театр уже покинуло несколько очень ярких солистов…

Светлана Гузий: Первые солисты, кто уехал в мои первые три года руководства, были Дмитрий Соболевский и Анна Оль. Я очень сильно переживала, а потом поняла, что все закономерно, потому что артист нуждается и в новых сценах, и в разной публике. Без покорения новых вершин не будет новых побед. А все артисты хотят быть великими. Поправка на регион не влияет никоим образом. И, по сути, это правильно. Есть же поговорка: "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом". Если солист не мечтает исполнять главные партии, то, наверное, ему не стоит служить в театре.

Каждый артист должен хотеть быть лучше. И за последние годы, не без гордости могу заметить, мы собрали очень сильных артистов, как в балетной, так и в оперной труппах. И сегодня очень часто в кассе висит табличка "Билетов нет". Когда это случилось в первый раз, лет только через пять, как я пришла в театр, я, конечно, горда была до безумия. Помню, как после назначения директором я ночи от страха не спала - плакала, думая, что мне никогда не заполнить этот огромный зрительный зал на девятьсот мест…

Вы рассчитываете только на местную публику?

Светлана Гузий: Сегодня туристические центры сместились. И на фестиваль Дмитрия Хворостовского, и на премьеру "Лакме" к нам приезжало немало людей не только из Москвы, Санкт-Петербурга, но и других городов России. И надеюсь, интерес к театру будет только расти. Кстати, мы готовимся к реконструкции. Надеюсь, что мы в ближайшие годы в нее должны уйти. Правда, проекта еще нет. Но уже есть техническое задание, которое мы предоставили архитекторам. Во-первых, нам нужен еще один зал - Камерный - на триста мест. А, во-вторых, мы хотим, чтобы наш основной зал мог принимать тысячу двести зрителей. В 2028 году Красноярску исполняется 400 лет, а нашему театру будет 50. И хочется быть готовыми к этим датам во всей красе.

Фото: Пресс-служба театра
Кстати

Из Сибири в столицу привезли сразу три постановки - балет "Катарина, или Дочь разбойника", оперы "Дон Жуан" и "Лакме", которые министр культуры Красноярья Аркадий Зинов назвал "блокбастерами". И посвящение знаменитому певцу, конечно, выглядело некой формальностью, так, как из этого списка только в опере Моцарта пел Дмитрий Хворостовский. Но она не была для него ни коронной, ни, тем более, самой любимой. Однако именно показ "Дон Жуана" на Исторической сцене (это при том, что в Большом идет сразу две собственные версии этой оперы на Новой и Камерной сценах) следует считать самым амбициозным проектом этих гастролей. Но было заметно, что постановке именитого австрийца Михаэля Штурмингера, сделанной по усредненным европейским лекалам, Историческая сцена Большого велика и в прямом, и переносном смыслах. К тому же заменивший за дирижерским пультом музыкального руководителя постановки словака Петера Феранеца австриец Кристиан Кох никак себя не проявил и солистов не вдохновил. Хотя та творческая дерзость, с которой красноярцы взялись за оперу Моцарта вызывает уважение.

Равно как и смелое обращение к редко ставящейся опере Делиба "Лакме", и не предполагающей, в отличие от "Дона Жуана", легкого коммерческого успеха. При этом именно "Лакме" в постановке режиссера Сергея Новикова и дирижера Александра Рудина, показанной на куда более скромной сцене, была достигнута та степень художественного высказывания, что позволяет задуматься и о судьбах человечества, и просто насладиться красивой оперой. А вкупе все спектакли, несмотря на парадные интерьеры Большого, составили портрет Красноярского театра не торжественный, а ищущий свой путь в искусстве и к зрителю.