ФИПИ, опираясь на проверенные работы выпускников, начал публиковать методические материалы для педагогов по подготовке к ЕГЭ в 2023 году. Есть неожиданности.
Сдавали ЕГЭ больше 90 тысяч. Выяснилось, что только 62 процента учеников справились с заданиями по Великой Отечественной войне.
Выпускники плохо знают информацию по начальному и заключительному этапу Великой Отечественной Войны, имена героев, названия битв. Экзамен показал: школьники "не узнают" памятники культуры и не могут привести в работе какие-либо факты об этих памятниках - с историей культуры дела обстоят, прямо скажем, неважно. Как и с событиями 20 века. Например, 15 процентов школьников уверены, что Брусиловский прорыв был в 1942 году (а не в 1916-м). Многие думают, что Владимир-на-Клязьме был захвачен в 1630 году донскими и запорожскими казаками. Хотя на самом деле речь идет об Азове, который обороняли казаки от турецкой армии. Школьники путают Ивана Калиту и Василия III.
Одним из самых сложных стало задание номер 17, где требовалось установить причинно-следственные связи - объяснить, почему произошло то или иное историческое событие или факт, проанализировать последствия.
Удивительно, но для высокобалльников самыми сложными стали задания с картой и первоисточниками.
ЕГЭ сдавали 665 тысяч человек. Среди тем, которые вызвали самые большие трудности:
- Правописание -н и -нн;
- Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;
- Знаки препинания.
Выпускники из года в год пишут с ошибками слова "засилье" и "безделье", плохо знают фразеологические обороты. А если и могут их уловить в тексте, то неправильно указывают в ответе. Например, вместо "Божьей искрой" пишут "одаренных Божьей искрой". Слово "одаренных" - лишнее. Эксперты считают этот вариант оборота неоправданно расширенным.
Сдавали ЕГЭ по обществознанию чуть меньше 300 тысяч человек. У школьников почему-то считается, что обществознание - легкий предмет, поэтому его каждый год выбирают многие слабые ученики. И, разумеется, заваливают.
А вот факты: 25 процентов не понимают, что такое социальное государство, светское государство. А ведь это все есть в Конституции. Многие школьники не могут назвать имена выдающихся представителей отечественной культуры: ученых, писателей, поэтов, художников. Ученики уверены, что лишение свободы - это административное наказание (а это уголовное). Большинство, как и в прежние годы, совершенно не разбираются, какие налоги есть в России и на какие цели взимаются.
Зато неожиданно самые слабые ученики, не набравшие даже минимального балла, доказали, что умеют работать с источниками информации - читать диаграммы, схемы.
Это предмет сдавали 47 тысяч человек и сдали его лучше, чем в 2021 году. Средний тестовый балл - 78. Это очень хороший результат, который означает высокую конкуренцию между абитуриентами ведущих вузов. И, тем не менее, экзамен показал поверхностное знание литературных произведений и не слишком высокую речевую культуру. Задания по конкретным произведениям показали, что ученики неплохо знают Чехова, Гоголя, хуже - Некрасова. Были трудности у высокобалльников с заданием на анализ отрывка из "Войны и мира" Толстого. Что, собственно, не удивляет. Толстой - целый мир.
Впервые на экзамене были поэтические переводные тексты Гете, Байрона, и выпускники хорошо справились с заданиями. А вот Вознесенский, наоборот, вызвал у многих затруднения.
Самые непопулярные темы для письменных ответов на ЕГЭ по литературе (их выбрали реже всего):
- "Какие эпизоды из романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" Вы бы выбрали для иллюстрирования?"
- "Какие приемы изображения Вы бы использовали при иллюстрировании какой-либо из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?"
- "Какие приемы театрального искусства Вы бы использовали при постановке пьесы М. Горького "На дне"?
- "Какие ключевые сцены пьесы А.Н. Островского "Гроза" требуют, 10 с Вашей точки зрения, особого внимания при театральной постановке или экранизации?"
- "Что бы Вы посоветовали актерам, исполняющим роли Гаева и Лопахина в театральной постановке пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"?
- "На какие детали, по Вашему мнению, следует обратить внимание иллюстратору рассказов А.П. Чехова?"