Как города Северо-Запада привлекают туристов

Менее одного процента рестораторов, ретейлеров и производителей специализируются на национальной продукции в регионах Северо-Западного федерального округа. Это негативно сказывается на региональной идентичности и туристической экономике. Исправить ситуацию, как полагают эксперты, позволит локальная гастрономия и кастомный туризм.
Туристы коллекционируют гастрономические впечатления, которые получают в самых неожиданных местах.
Туристы коллекционируют гастрономические впечатления, которые получают в самых неожиданных местах. / Алексей Стригин/РГ

На фоне антироссийских санкций и закрытых границ страна сегодня переживает бум регионального туризма. Однако эксперты отмечают, что повышенный интерес бросил отрасли новые вызовы. Сегодня главным трендом становится максимальная кастомизация, когда так называемый режиссерский тур формируется под конкретные запросы отдельного путешественника. Бурное развитие нового направления подтверждает и официальная статистика. По данным Росстата, порядка 90 процентов туристов путешествуют по России самостоятельно, поэтому запрос на кастомные программы отдыха существенно возрастает. Для отечественных путешественников сегодня крайне важно самостоятельно выбирать интересующий отель, рестораны, экскурсионные маршруты и культурные мероприятия, которые попутно можно посетить. Современные цифровые приложения дают такую возможность, однако к туристической инфраструктуре и уровню сервису в регионах СЗФО все еще возникают вопросы.

- Сегодня многие города Северо-Западного федерального округа сталкиваются с проблемами поиска собственной идентичности и вовлечения региональной кухни в туристическую инфраструктуру, - отметила на форуме "Дни ретейла на Балтике" автор проекта "Гастрономическая карта России" Екатерина Шаповалова. - Если мы обратимся к статистике, то лишь два процента потребителей заинтересованы в гастрономическом туризме. Это говорит о том, что нам необходимо развивать сферу общественного питания и активно встраивать ее в инфраструктуру гостеприимства. У наших гостей должна быть возможность попробовать локальные гастрономические бренды. Соответственно, их необходимо на сто процентов встраивать как в существующие, так и в разрабатываемые туристические маршруты.

Один из самых показательных примеров гастрономической идентичности можно наблюдать в Мурманской области, где на прилавках магазинов свободно продаются соусы местного производства из брусники, морошки, черники и других северных ягод. Такой подход подстегивает интерес к региону. Проблема кроется в объемах: для индустрии гостеприимства их необходимо увеличивать.

К слову, в том же Мурманске произошел курьезный случай, когда на одном из гастрономических фестивалей туристы банально не смогли попробовать заявленную оленину, которая закончилась в ресторане. Здесь туристическому бизнесу необходимо договариваться с производителями о перенаправлении поставок внутрь региона, чтобы избежать дефицита важного с точки зрения туристической и экономической привлекательности продукта.

Псковская область своей гастрономической фишкой пытается сделать фестиваль российского вина и сыра, получившего название "Виноград". В прошлом году его посетили порядка ста тысяч гостей из разных регионов страны. На организацию и проведение фестиваля в 2023 году регион получит из федерального бюджета 18 миллионов рублей.

В Калининградской области с собственной идентичностью и гастрономией, напротив, все в порядке. Сейчас регион намерен активно развивать бренд "Балтийская кухня", в который войдут такие продукты, как знаменитая килька, шпроты, облепиха и многое другое. Кроме того, эксклав является одним из лидеров России по количеству и качеству экскурсионных программ. Хороший сервис, качественная еда, море и уникальная архитектура привлекают туристов и способствуют росту среднего чека для бизнеса.

Ассоциация туроператоров России сообщает, что путешественники продолжают раскупать путевки в Калининградскую область на сентябрь 2022 года. При этом порядка 40-50 процентов отдыхающих планируют провести бархатный сезон на побережье. Меняется с наступлением осени и портрет туриста: в регион приезжают в основном люди среднего и старшего возраста.

Только два процента туристов интересуются гастрономией. А это значит, что сфера общепита требует развития

- Количество туристов не является для нас самоцелью. Мы грамотно оцениваем возможности региональной туристической инфраструктуры и понимаем, что турпоток должен прирастать естественно, а не хаотично, - сообщил министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак. - Если говорить об экономике, то самые главные показатели отрасли - это общая выручка предприятий, их маржинальность и средний чек по конкретному региону для отдыхающих. В Калининградской области в прошлом году он составлял 6,7 тысячи рублей, в 2022-м вырос до 8,3 тысячи в сутки. С точки зрения правильного позиционирования туристического продукта это хороший показатель.

Однако, несмотря на позитивные тенденции, у региона по-прежнему отсутствует единая концепция развития побережья. Многие отельеры и рестораторы говорят о том, что эксклаву необходим якорный проект на берегу Балтийского моря, который позволит привлечь дополнительный поток туристов. Пока такой объект отсутствует. В регионе довольно высокий уровень сервиса в ресторанах и гостиницах, но стоимость большого номера в хорошем отеле курортного города Светлогорска составляет более 500 евро. За эти деньги можно остановиться в прекрасном отеле на Лазурном берегу Франции. Опытные игроки туристического бизнеса отмечают, что высокая цена не гарантируют хорошую прибыль по итогам года. В современных условиях куда важнее большие объемы за меньшие деньги, но при сохранении качества услуги.

- Чтобы изменить индустрию, операторы и отельеры должны объединяться, придумывать совместные проекты, которые позволят продвинуть отрасль в конкретном регионе, - подчеркнула глава представительства Федерации рестораторов и отельеров в Калининграде Ольга Тесленко. - Инициатива в целом должна исходить снизу - от бизнеса. Плюс крайне важно конструктивное взаимодействие с региональными властями.

Цифра

130 тысяч предприятий общепита работают сегодня в туристической отрасли России.

Кстати

В ресторанном бизнесе существует негласное правило, по которому наценка на готовое блюдо должна быть не менее 200 процентов, что приносит прибыль заведению. Для примера, себестоимость греческого салата в Калининграде в 2021 году составляла 80 рублей за порцию, продавали его приблизительно за 360 рублей. Сейчас себестоимость этого же салата подскочила до 280 рублей, однако рестораторы понимают, что продать его за дорого невозможно, поскольку покупать такое блюдо никто не будет. Новые экономические условия и изменившиеся логистические цепочки вынуждают бизнес перестраивать работу и выходить на новые сегменты рынка.