В прошлом году ее участники обследовали 16 аэродромов Алсиба, построенных в сжатые сроки на вечной мерзлоте, в этом - обратились к поиску пропавших самолетов. Корреспондент "РГ" присоединилась к работе экспедиции на Чукотке, где недавно удалось обнаружить места падения четырех бортов.
За 1942-1945 годы по маршруту Фэрбенкс - Ном - Уэлькаль - Сеймчан - Якутск - Киренск - Красноярск на Восточный фронт перегнали 8 тыс. самолетов - каждый третий из поставленных по договору ленд-лиза. Им приходилось преодолевать расстояние в 14 тыс. км, зато этот путь был самым надежным. Потери составили 1% - 81 самолет не дотянул до места назначения, 39 из них потерпели крушение. Погибли 115 летчиков и пассажиров. Крайне сложные метеоусловия, ледяные ураганы и температуры под -70С, неточные карты, незнакомая техника - вот причины подавляющего большинства катастроф. Как заметил известный путешественник Яцек Палкевич, "В таких условиях могут летать только ненормальные, самоубийцы или отчаянные русские".
Чукотка первой принимала ленд-лизовскую авиатехнику, этот участок трассы считался самым трудным. 1,5 тыс. км приходилось лететь над Аляской, Беринговым проливом и бесконечной пустынной тундрой на аэродром Уэлькаль, зажатый между Анадырским заливом и заливом Креста. Сегодня о базовом аэродроме Алсиба в эскимосском поселке напоминает лишь остов уникальной деревянной взлетно-посадочной полосы, которая принимала малую авиацию вплоть до середины 1960-х. Здесь, на самой восточной части трассы, от момента ее входа в СССР до запасного аэродрома Танюрер, произошло четыре авиакатастрофы ленд-лизовских самолетов.
Два дня подряд наш Ми-26 не мог найти просвета среди плотной массы облаков и вынужден был возвращаться восвояси. Добиться разрешения на посадку на исторический аэродром удалось только на третий день - как и 80 лет назад, над эскимосским поселком господствовала непогода.
Несколько месяцев участники экспедиции под руководством кандидата исторических наук Павла Филина готовились к полевому сезону: работали в архивах, сотрудничали с Эгвекинотским краеведческим музеем, имеющим самую крупную экспозицию по истории Алсиба, общались с местным населением. Музейщики предоставили и рукопись воспоминаний ветерана перегоночной трассы бортрадиста Виктора Глазкова. В 1990-е годы он нарисовал карту, где по памяти обозначил места падений самолетов сослуживцев. Этот листок бумаги и послужил отправной точкой авиапоиска.
Найти пропавших старались по горячим следам и в годы войны, но часто самолеты падали в таких труднодоступных местах, что не только о вывозе техники, но и о захоронении останков экипажа речи часто не шло. Трасса, в советских документах именовавшаяся Красноярской, была секретной - информацию о катастрофах не разглашали, места крушений не фиксировали. После войны на обломки периодически натыкались чукчи, перегонявшие стада оленей, геологи да местные энтузиасты-поисковики. Исследователи на местах крушений оказались впервые.
Благодаря скрупулезной подготовительной работе все места падений удалось обнаружить за несколько вылетов.
12 июля на восточном берегу залива Креста среди сопок показались обломки С-47 "Дуглас" старшего лейтенанта Евгения Спиридонова. В мае 1943 года, пробивая облачность, самолет зацепился за сопку, экипаж погиб. Разбросанные по склонам фрагменты фюзеляжа так и пролежали нетронутыми почти 80 лет, что неудивительно - добраться до места катастрофы непросто даже на современном военном вертолете.
Неделю спустя у озера Горное в районе Ушканьих гор разыскали еще один "Дуглас", потерпевший крушение в схожих обстоятельствах. Старший лейтенант Евгений Герасимов начал снижение сквозь облака и на полном ходу врезался в сопку. Удар был такой силы, что самолет разметало по обеим сторонам хребта на сотни метров, а горящий алюминий в некоторых местах буквально въелся в сопку. Тем более удивительна находка - среди камней и искореженного металла Павел Филин отыскал комсомольский билет, выданный в Казахской ССР за N 9248726 и предположительно принадлежавший бортрадисту экипажа сержанту Петру Оконечникову.
21 июля севернее поселка Эгвекинот поисковики обнаружили истребитель Р-40 "Киттихаук". Младший лейтенант Алексей Федоренко, перегонявший самолет, с сентября 1942 года числится пропавшим без вести, останков так и не нашли. Плохо сохранились и обломки: все, что могло оказаться полезным в хозяйстве, потихоньку растаскивало местное население, оставшиеся фрагменты испещрены надписями - кочующие оленеводы оставляют на них друг другу сообщения.
И наконец в верховьях реки Быстрой, в 50 км западнее поселка Уэлькаль, нашелся третий "Дуглас" - майора Федора Пономаренко. Это, пожалуй, самая загадочная авиакатастрофа Алсиба: 25 ноября 1943 года самолет взорвался в воздухе. По официальной версии, в кабине произошло короткое замыкание, по неофициальной, выдвинутой Виктором Глазковым, - на борт, летевший с Аляски, кто-то подложил взрывное устройство. Так или иначе, обломки разбросало метров на 300 - на одном берегу реки остался груз, на другом - искореженный борт. Здесь тоже можно разобрать надписи на крупных фрагментах фюзеляжа - чукчи-оленеводы используют обломки "Дугласа" как ориентир во время кочевок.
На месте каждой катастрофы экспедиция РГО установила памятные стелы с именами погибших. А 5 августа в центре поселка Уэлькаль, недалеко от базового аэродрома времен Великой Отечественной, был открыт монумент "Мост мужества и дружбы", изготовленный на средства и по инициативе жителей Чукотки.
Трасса, по которой из США перегонялись самолеты, была разбита на пять перегоночных участков. Первый, самый длинный и самый сложный, начинался в г. Фэрбанкс на Аляске. Оттуда летчики держали курс на восток - через Берингов пролив, над тундрой и холмами северного побережья Анадырского залива и заканчивали маршрут уже в советском Уэлькале. Второй этап проходил через центральную Чукотку и Колымский хребет из Уэлькаля, через Марково в Сеймчан. Третий - на больших высотах через Полюс холода Оймякон (Томтор) и Теплый Ключ в Якутск. Четвертый - 1330 км по реке Лене от Якутска, через Олёкминск и Витим до Киренска. И пятый этап Алсиба шел от Киренска до Красноярска. Впрочем, были и параллельные участки маршрутов, например из Марково через Омолон и Зырянку на Оймякон.