С какими проблемами столкнутся ставропольчане при оформлении гаражей

В Ставропольском крае "гаражная амнистия" действует уже год и продлится до середины 2026-го. За это время граждане могут оформить свои гаражи и землю под ними в собственность по упрощенной схеме. Но чиновники просят не откладывать процедуру на последний год, иначе можно не успеть попасть под амнистию.
На курортном юге России некоторые гаражи превратились с годами в жилые дома в несколько этажей.
На курортном юге России некоторые гаражи превратились с годами в жилые дома в несколько этажей. / Екатерина Лызлова/РИА Новости

На протяжении многих десятилетий гаражи в стране никак не регистрировались. Владельцы не платили налог на имущество в бюджет или аренду муниципалитетам и при этом официально ничего не могли сделать с этой недвижимостью - ни продать, ни передать по наследству, ни защитить от сноса, если территория кооператива, например, приглянулась застройщику.

Чтобы урегулировать проблему, в апреле 2021 года был подписан закон о "гаражной амнистии". Как она проходит в регионе, рассказал директор ГУБ "СтавКрайИмущество" Максим Сопин.

- В 2021-м принят соответствующий краевой закон. В прошлом году в наш адрес поступило порядка двух тысяч запросов от органов местного самоуправления. В этом - уже около 4,5 тысячи запросов. Наше учреждение также проводит кадастровые работы по заявлениям граждан, - сообщил Сопин.

В июле дума Ставропольского края опубликовала такие сведения: в ЕГРН есть данные о 15 тысячах земельных участков под гаражами, но владельцы более чем 13,5 тысячи гаражей отсутствуют. Под действие амнистии могут подпасть 9310 земельных участков и 3767 сооружений, правообладателей остальных объектов необходимо выявить.

Как сообщил руководитель "СтавКрайИмущества", есть три главных требования к сооружению. Оно должно быть построено до 30 декабря 2004 года, когда вступил в силу Градостроительный кодекс РФ. Не быть признанным самовольной постройкой, подлежащей сносу, и являться объектом капитального строительства. "Ракушки" таковыми не считаются. Впрочем, что касается последних, то есть одно исключение: если гараж - сборная конструкция - стоит в кооперативе по соседству с другими подобными сооружениями и они имеют, например, общие стены, крышу, коммуникации, то он также подпадает под действие амнистии.

- Причем даже если объекты в едином государственном реестре значатся как помещения, они признаются зданиями, чтобы под ними можно было оформить землю, - говорит Сопин.

Как рассказала начальник отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости управления Росреестра по Ставропольскому краю Варвара Смагина, чтобы гражданин смог реализовать право на "гаражную амнистию", ему необходимо обратиться в местное самоуправление, на территории которого стоит сооружение:

- С собой нужно иметь пакет документов. В первую очередь бумаги, подтверждающие, что гражданину предоставлялся земельный участок под строительство гаража. Это может быть решение администрации колхоза, совхоза, завода, при которых раньше строились гаражи, или документ, подтверждающий предоставление земли конкретному гаражному кооперативу и распределение гаража, а также справка, подтверждающая выплату пая.

Правда, часто подобные документы бывает сложно найти. Тогда в ход идут альтернативные справки, косвенно доказывающие права гражданина на гараж и землю, или сведения из архива БТИ, если таковые имеются. Например, подойдут договоры с коммунальными службами, документы об оплате их услуг.

В таких городах, как Ставрополь, много гаражных кооперативов. Если все граждане пойдут сдавать документы в последний день, органы власти не успеют их обработать

В случае если земельный участок только предстоит образовать, в пакете документов должна быть схема его расположения. Если же гараж не стоит на кадастровом учете, необходим технический план.

- Если в местном самоуправлении принимают положительное решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в течение пяти дней администрация самостоятельно обращается в орган регистрации прав, подает документы, проводит учетно-регистрационные действия. Затем выписка передается гражданину - собственнику гаража и участка, - добавила Смагина.

Кстати, не везде землю удастся получить в собственность, где-то ее предоставят только в аренду, к примеру в горных охранно-санитарных зонах курортов Кавказских Минеральных Вод. Правда, арендная ставка при этом не может превышать ставку земельного налога на участок.

Специалист Росреестра добавила, что в течение года на учет были поставлены примерно полторы тысячи объектов, подпадающих под "гаражную амнистию" - это 1042 земельных участка общей площадью 28 тысяч метров и 502 гаража.

- Срок действия "гаражной амнистии" невелик - до первого сентября 2026 года. Откладывать в долгий ящик решение проблемы не стоит. В таких городах, как Ставрополь, много кооперативов. Если все граждане пойдут сдавать документы в последний день, органы власти не успеют обработать такой объем, - отметила Смагина. - При этом нужно помнить, что есть контрольно-надзорные органы и Кодекс об административных правонарушениях. За использование земли без правоустанавливающих документов предусмотрена ответственность - штраф или изъятие.

Юристы, которые сталкивались с амнистией, утверждают, что решить проблему сразу удается не всегда.

- Даже сейчас очередь на сдачу документов в ставропольскую администрацию растянулась на несколько месяцев. Пройти процедуру достаточно просто, если есть необходимые бумаги. Если же с документами не все в порядке, придется обращаться к юристам или самостоятельно разбираться в проблеме: запрашивать архивные сведения из БТИ, оформлять земельные участки, если они не образованы из общего массива, заказывать техническую документацию, а именно межевые или техпланы, - пояснила руководитель отдела ставропольского юридического центра De Facto Ирина Черкасенко.

Она добавила, что стоимость данных работ может разниться. Цены на кадастровые процедуры начинаются от трех тысяч рублей, а работа юристов обойдется минимум в 15 тысяч.

Комментарий

Александр Холодов, заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК общественной палаты РФ:

- Самые большие проблемы с "гаражной амнистией" возникли в мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург), где наиболее остро стоял вопрос о массовых сносах, так как земля была нужна для других целей. В городах федерального значения, включая Севастополь, Закон о "гаражной амнистии" не регулирует в полной мере ситуацию. Требуется региональное законодательство, которого нет, то есть там, где "гаражная амнистия" особенно нужна, она не работает. Не слышал, чтобы и в других субъектах амнистия заработала в полную силу. Возможно, где-то процесс идет, но не носит столь массовый характер, чтобы об этом стало известно.