Почему модернизация среднего профобразования требует новых подходов

В Мурманской области крупный бизнес нашел нетривиальный способ решения одной из наиболее острых проблем среднего профессионального образования - недостаточной квалификации преподавателей. Для них организована практика на предприятиях, которая позволит лучше понять, какими знаниями должны обладать рабочие, которые трудятся на современном промышленном производстве.
Профессиональные моряки нужны Арктике как никогда.
Профессиональные моряки нужны Арктике как никогда. / Виталий Аньков/РИА Новости

Потребность российской промышленности в кадрах среднего звена становится все острее. Особенно это касается Арктики, где в суровых условиях реализуются крупные инвестпроекты. Согласно подсчетам ученых Санкт-Петербурга, для этих проектов сегодня необходимы 20-25 тысяч специалистов разного профиля.

Есть и другие подсчеты. Как заявил губернатор Мурманской области Андрей Чибис в ходе состоявшегося в Мурманске Чемпионата профессионального мастерства по северным профессиям, только в одном этом регионе, с учетом всех реализуемых проектов, будет создано около 20 тысяч рабочих мест. Больше всего не хватает квалифицированных рабочих с дипломами колледжей и техникумов.

Развитие материально-технической базы для учреждений СПО остается важной задачей, но еще важнее - получать выпускников, знания и умения которых отвечают современным производственным задачам, подчеркнул генеральный директор компании "НОВАТЭК - Мурманск" Петр Оборин. По его словам, откровенный разговор с представителями Мурманского индустриального колледжа и регионального министерства образования показал: проблема качества преподавания действительно существует. Чтобы ее решить, необходимы правильные учебные программы, которые будут подходить под требования работодателей и давать выпускникам уверенность в своем дальнейшем трудоустройстве. Такая же работа проводится с Мурманским строительным колледжем имени Момота.

- Мы очень долго не замечали Арктику, - подчеркнул эксперт. - С подготовкой кадров мы опоздали. Сегодня мы вынуждены собирать их не только со всей страны, но и по всему миру. Это опоздание надо наверстывать. Мы начали с того, что организовали у себя практику для преподавательского состава, чтобы сами преподаватели могли ответить на вопрос, могут ли они сами выполнить то, чему учат молодежь. В июне состоялась первая практика, в сентябре мы намерены продолжить данную работу. Главная цель - понять, как необходимо модернизировать программы, какие учебные цеха создать, какое потребуется для этого оборудование и так далее. Именно для этого мы подписали в 2020 году долгосрочное инвестиционное соглашение с Мурманской областью, которое включает в себя совершенствование образовательных программ. Это очень долгая, но крайне важная перспектива.

Агентство развития навыков и профессий предлагает еще один инструмент - создание корпоративных центров опережающей подготовки (КЦОП). Эта инициатива реализуется в течение последних двух лет в рамках национального проекта "Производительность труда" и уже привлекла внимание более 30 крупных российских компаний. Кадровые проблемы есть у всех и проявляются по-разному, отмечает руководитель сети КЦОП агентства Тимур Хакимов. При работе с компаниями выявляются самые проблемные производственные участки. Сотрудников предприятий обучают проводить аудит рабочих мест, делать хронометраж производственных операций, анализировать как состояние рабочего места и оборудования, так и навыки каждого сотрудника. На основе этого разрабатывается корпоративный стандарт - прообраз желаемого профиля необходимого специалиста, который впоследствии используется при адресной подготовке и переподготовке кадров под запрос конкретного работодателя. Этот стандарт очень пригодится при модернизации образовательных программ.

Преподаватели на практике могут применить те знания, которые передают студентам

Однако, совершенствуя учебные программы, о материальной базе забывать тоже не следует. Она сильно устарела, это показал мониторинг состояния колледжей в регионах страны, отмечает доцент Череповецкого государственного университета Александр Листвин. Если учесть, что в России действуют более 3 500 учреждений СПО, обновлять их оборудование - задача очень дорогостоящая. Более того, оно очень быстро устаревает. Выход власти видят в создании в регионах специализированных центров компетенций на базе передовых колледжей и техникумов, о котором говорится в Стратегии развития системы СПО до 2030 года. Предполагается, что это будут своего рода региональные "опорные пункты", которые не только позволят молодежи определять свою профессиональную стезю и получать рабочие специальности, но и дадут возможность проходить профессиональную переподготовку взрослым людям.

Комментарий

Руслан Ильясов, директор департамента по персоналу и социальной политике Кольской ГМК:

- Статистика такова, что для выбора одного специалиста нужно оценить примерно восемь претендентов. Это означает, что нам нужна база примерно в 160-200 тысяч человек. Кадры нам очень нужны. Мы планировали на 2022 год около тысячи вакансий, а наши коллеги в Норильском дивизионе - около пяти тысяч рабочих мест. Что до качества среднего профессионального образования, то оно заключается прежде всего в практике. Мировой опыт демонстрирует, чтобы практике посвящалось 50 или даже больше процентов времени обучения.