Правительство поддержало ускоренное развитие экологичных видов транспорта

Россия быстрыми темпами наращивает долю газомоторного топлива в транспортной сфере. За 10 лет потребление метана автомобилями и спецтранспортом в стране выросло до одного миллиарда кубометров. Что неудивительно, ведь владельцы такого транспорта тратят на топливо в три раза меньше, чем обладатели бензиновых и дизельных машин. Выбросы вредных веществ примерно в десять раз меньше.

Согласно расчетам правительственной группы экспертов, более активный переход общественного транспорта и коммунальной техники на газомоторное топливо позволит сократить смертность населения России на 2,8 тысячи человек и экономить более 152 миллиардов рублей ежегодно. А ведь еще это новые рынки сбыта внутри страны в условиях экономического противостояния с Западом.

В июле этого года зампредседателя правительства России Александр Новак провел совещание о развитии рынка газомоторного топлива, которое многие предприниматели назвали эпохальным. Федеральные власти подтвердили намерение продолжить "газификацию экономики" и увеличить господдержку регионов по нескольким профильным направлениям. Например, расширят список субъектов РФ, где частный бизнес сможет получить субсидии на строительство автомобильных газозаправочных станций (АГЗС) на метане, сообщил Александр Новак.

- Нужно акцентировать внимание на увеличении количества автотранспорта. Обеспечить субсидирование приобретения и переоборудования автомобилей, - отметил вице-премьер. - Для этого в том числе нужно проанализировать необходимость упрощения механизма переоборудования. Также необходимо синхронизировать транспортные коридоры сжиженного природного газа и строящиеся заправки.

Положительный тренд очевиден. В начале сентября аналитики компании "Газпром газомоторное топливо" опубликовали "Рейтинг регионов России по уровню развития рынка газомоторного топлива" за 2021 год. Согласно исследованию число регионов, набравших баллы выше среднего, по сравнению с 2020 годом выросло на 20 процентов (оценивался объем потребления газомоторного топлива, развитость газозаправочной инфраструктуры и эффективность ее использования, объем господдержки, динамика потребления газомоторного топлива).

Рейтинг-2021 возглавил Татарстан (87,5 балла из 100 возможных). Он впервые потеснил лидера прошлых лет Ростовскую область (85,1 балла). Санкт-Петербург и Башкортостан поделили третье место. Также в первую десятку регионов вошли Краснодарский край, Нижегородская область, Пермский и Ставропольский края, Кемеровская, Свердловская, Белгородская и Волгоградская области.

А вот Ямало-Ненецкий автономный округ, откуда поступает львиная доля российского экспорта газа (и чей город Новый Уренгой называют газовой столицей России), занял в рейтинге только 22-е место. Хотя там есть специалисты, желающие развивать соответствующую инфраструктуру.

- Мы более 10 лет назад открыли в Старом и Новом Уренгое заправки с газомоторным топливом, - рассказал основатель "Корпорации "Роснефтегаз" Олег Ситников . - Несколько лет назад открыли месторождение, хотели пустить оттуда на заправку так называемый утилизированный, попутный газ. Это была бы колоссальная экономия, дешевое чистое топливо для наших автотранспортных предприятий, частников и так далее. Поэтому мы очень рады, что федеральные власти так активно взялись за эту тему.

А вот Ростовская область, хотя и опустилась на вторую строчку, дальше свою позицию лидера сдавать не намерена.

- Мы вошли в пилотный проект "Развитие рынка газомоторного топлива" одними из первых, еще в 2018 году, - отметил министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев. - Сейчас на Дону работает 21 сертифицированный пункт, где можно провести переоборудование транспорта на метан по программе субсидирования.

Переход транспорта на газомоторное топливо позволить экономить 152 миллиарда рублей ежегодно

По данным регионального правительства, до 2023 года в Ростовской области планируется дополнительно перевести на газомоторное топливо порядка шести тысяч транспортных средств. Чтобы стимулировать автовладельцев, им дают 50-процентную компенсацию затрат при переоборудовании. Недополученные доходы возмещаются сервисным центрам в виде бюджетных субсидий. В 2021-2023 годах области на эти цели из федерального бюджета выделяется 136,9 миллиона рублей, из областного - 21,5 миллиона рублей (по софинансированию).

Многие ростовчане уже оценили преимущества газового топлива. Особенно радуются таксисты.

Владельцам автомобилей дают 50-процентную компенсацию затрат при переводе транспортного средства с бензина на газ

- У меня расходы на топливо сократились примерно с пяти тысяч рублей в неделю до полутора - максимум двух тысяч. Разницу кладу себе в карман, - признается Армен Маникян, работающий водителем в одном из крупных сервисов такси. - И это с учетом того, что за последние годы топливо вообще очень подорожало. Если не учитывать инфляцию, то экономия больше чем в три раза была бы. Единственное, заправок газовых у нас пока маловато. В самом Ростове-на-Дону их уже достаточно, а вот в райцентрах и в хуторах это пока проблема. Хотя я смотрю - строят. Уже и аграрии ставят газовые "движки", потому что даже в селах появляются заправки в шаговой доступности. А это же себестоимость продукции, маржа. Так что инициативу правительства могу только приветствовать. Дай бог, чтобы все довели до конца.

1 миллиард рублей сэкономили владельцы автомобилей на метане в Татарстане в первой половине 2022 года

Кстати, 17 августа премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, по которому объемы компенсаций при переводе транспорта с бензина на метан повышены в два раза - с 24 до 48 процентов от общей стоимости работ. Это касается граждан, а также предприятий малого и среднего бизнеса, общественного транспорта и коммунальной техники.

Популярность более экологичного и дешевого горючего постепенно растет по всей стране. По данным компании "Газпром газомоторное топливо", в первой половине 2022 года в России потребление природного газа в качестве моторного топлива увеличилось на 15 процентов - до 714 миллионов кубометров. За счет разницы между стоимостью метана и бензина владельцы экологичных автомобилей за первое полугодие сэкономили на заправке почти 25 миллиардов рублей. Выбросы парниковых газов снизились более чем на 1,3 миллиона тонн.

Показатели и дальше должны расти, ведь согласно госпрограмме "Развитие энергетики" потребление природного газа в качестве моторного топлива к 2024 году планируется повысить до 2,7 миллиарда кубометров. Одновременно ведется работа по развитию необходимой для этого инфраструктуры. Всего за пять лет в России должно быть построено около 1,3 тысячи новых газовых заправок.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Михаил Калмацкий