Согласно расчетам правительственной группы экспертов, более активный переход общественного транспорта и коммунальной техники на газомоторное топливо позволит сократить смертность населения России на 2,8 тысячи человек и экономить более 152 миллиардов рублей ежегодно. А ведь еще это новые рынки сбыта внутри страны в условиях экономического противостояния с Западом.
В июле этого года зампредседателя правительства России Александр Новак провел совещание о развитии рынка газомоторного топлива, которое многие предприниматели назвали эпохальным. Федеральные власти подтвердили намерение продолжить "газификацию экономики" и увеличить господдержку регионов по нескольким профильным направлениям. Например, расширят список субъектов РФ, где частный бизнес сможет получить субсидии на строительство автомобильных газозаправочных станций (АГЗС) на метане, сообщил Александр Новак.
- Нужно акцентировать внимание на увеличении количества автотранспорта. Обеспечить субсидирование приобретения и переоборудования автомобилей, - отметил вице-премьер. - Для этого в том числе нужно проанализировать необходимость упрощения механизма переоборудования. Также необходимо синхронизировать транспортные коридоры сжиженного природного газа и строящиеся заправки.
Положительный тренд очевиден. В начале сентября аналитики компании "Газпром газомоторное топливо" опубликовали "Рейтинг регионов России по уровню развития рынка газомоторного топлива" за 2021 год. Согласно исследованию число регионов, набравших баллы выше среднего, по сравнению с 2020 годом выросло на 20 процентов (оценивался объем потребления газомоторного топлива, развитость газозаправочной инфраструктуры и эффективность ее использования, объем господдержки, динамика потребления газомоторного топлива).
Рейтинг-2021 возглавил Татарстан (87,5 балла из 100 возможных). Он впервые потеснил лидера прошлых лет Ростовскую область (85,1 балла). Санкт-Петербург и Башкортостан поделили третье место. Также в первую десятку регионов вошли Краснодарский край, Нижегородская область, Пермский и Ставропольский края, Кемеровская, Свердловская, Белгородская и Волгоградская области.
А вот Ямало-Ненецкий автономный округ, откуда поступает львиная доля российского экспорта газа (и чей город Новый Уренгой называют газовой столицей России), занял в рейтинге только 22-е место. Хотя там есть специалисты, желающие развивать соответствующую инфраструктуру.
- Мы более 10 лет назад открыли в Старом и Новом Уренгое заправки с газомоторным топливом, - рассказал основатель "Корпорации "Роснефтегаз" Олег Ситников . - Несколько лет назад открыли месторождение, хотели пустить оттуда на заправку так называемый утилизированный, попутный газ. Это была бы колоссальная экономия, дешевое чистое топливо для наших автотранспортных предприятий, частников и так далее. Поэтому мы очень рады, что федеральные власти так активно взялись за эту тему.
А вот Ростовская область, хотя и опустилась на вторую строчку, дальше свою позицию лидера сдавать не намерена.
- Мы вошли в пилотный проект "Развитие рынка газомоторного топлива" одними из первых, еще в 2018 году, - отметил министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев. - Сейчас на Дону работает 21 сертифицированный пункт, где можно провести переоборудование транспорта на метан по программе субсидирования.
По данным регионального правительства, до 2023 года в Ростовской области планируется дополнительно перевести на газомоторное топливо порядка шести тысяч транспортных средств. Чтобы стимулировать автовладельцев, им дают 50-процентную компенсацию затрат при переоборудовании. Недополученные доходы возмещаются сервисным центрам в виде бюджетных субсидий. В 2021-2023 годах области на эти цели из федерального бюджета выделяется 136,9 миллиона рублей, из областного - 21,5 миллиона рублей (по софинансированию).
Многие ростовчане уже оценили преимущества газового топлива. Особенно радуются таксисты.
- У меня расходы на топливо сократились примерно с пяти тысяч рублей в неделю до полутора - максимум двух тысяч. Разницу кладу себе в карман, - признается Армен Маникян, работающий водителем в одном из крупных сервисов такси. - И это с учетом того, что за последние годы топливо вообще очень подорожало. Если не учитывать инфляцию, то экономия больше чем в три раза была бы. Единственное, заправок газовых у нас пока маловато. В самом Ростове-на-Дону их уже достаточно, а вот в райцентрах и в хуторах это пока проблема. Хотя я смотрю - строят. Уже и аграрии ставят газовые "движки", потому что даже в селах появляются заправки в шаговой доступности. А это же себестоимость продукции, маржа. Так что инициативу правительства могу только приветствовать. Дай бог, чтобы все довели до конца.
Кстати, 17 августа премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, по которому объемы компенсаций при переводе транспорта с бензина на метан повышены в два раза - с 24 до 48 процентов от общей стоимости работ. Это касается граждан, а также предприятий малого и среднего бизнеса, общественного транспорта и коммунальной техники.
Популярность более экологичного и дешевого горючего постепенно растет по всей стране. По данным компании "Газпром газомоторное топливо", в первой половине 2022 года в России потребление природного газа в качестве моторного топлива увеличилось на 15 процентов - до 714 миллионов кубометров. За счет разницы между стоимостью метана и бензина владельцы экологичных автомобилей за первое полугодие сэкономили на заправке почти 25 миллиардов рублей. Выбросы парниковых газов снизились более чем на 1,3 миллиона тонн.
Показатели и дальше должны расти, ведь согласно госпрограмме "Развитие энергетики" потребление природного газа в качестве моторного топлива к 2024 году планируется повысить до 2,7 миллиарда кубометров. Одновременно ведется работа по развитию необходимой для этого инфраструктуры. Всего за пять лет в России должно быть построено около 1,3 тысячи новых газовых заправок.