Спрос на электросамокаты вырос в два раза
С июля по август количество поездок у сервиса по прокату Whoosh достигло 18,2 млн, что в 2,1 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, отмечают в компании. Количество пользователей тоже выросло. На конец августа было 10,5 млн зарегистрированных аккаунтов, что в 1,7 раза превышает аналогичный показатель на конец прошлого года. Совокупное количество поездок у компании "Юрент" за сезон выросло вдвое - до 30 млн. В отдельных городах рост спроса был еще выше. Например, в Москве в августе количество поездок выросло по сравнению с августом 2021 года в три раза.
То есть самокатов все больше, и с этим что-то нужно делать. Минтранс предлагает ввести ограничения. "В целях безопасности выделены территории, на которых использование таких средств будет запрещено, - это парки, пешеходные зоны и другие места с высокой плотностью движения пешеходов", - пояснили "РГ" в министерстве.
Кроме того, предлагается запретить пересекать на электросамокатах пешеходные переходы. А в НАМИ уже разрабатывают правила сертификации для СИМ.
Отрегулировать законодательство в области СИМ пытаются уже давно, и не только в России. С каждым годом, когда пользователей электросамокатов, моноколес и сегвеев становится все больше, вопрос недоработанного законодательства звучит все громче. Но внести СИМ в ПДД никак не удается: тогда придется менять и другие кодексы и регламенты. Кроме того, все СИМ очень разные, у всех различаются мощность двигателя, конструкция.
Владельцы самокатов без привода или же со слабым двигателем, согласно правилам, считаются пешеходами, поясняет член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. Кикшеринговый самокат, который системно контролируется компанией, по действующему ПДД относится к категории "Велосипед". Его скорость ограничена 25 км/ч. Но частный электросамокат может разогнаться и до 60 км/ч - уже как машина.
В этом сезоне самокаты стали полноценным общественным транспортом, который многие используют для ежедневных поездок по городу. Среднее время поездки в этом сезоне снизилось до 15-20 минут - в среднем это поездки на расстояние 2-3 км. Как раз транспортный сценарий, а не прогулочный на 40-60 минут, говорит генеральный директор "Юрент" Иван Туринге.
Полный запрет на движение в парках и пешеходных зонах существенно снизит удобство и эффективность электросамокатов как средства передвижения, подчеркивают операторы проката. Многие из привычных для горожан маршрутов станут недоступны, а концепция использования самоката в качестве транспорта последней мили окажется под вопросом, считают в сервисе кикшеринга Lite.
За первое полугодие 2022 года аварии с кикшерингом составили только 35% от аварий на самокатах в России. Чаще всего виновниками аварий становятся именно частные самокаты, подчеркивают в пресс-службе сервиса Whoosh. Скорость шеринговых самокатов ограничена 25 км/ч, а в местах с плотным трафиком гуляющих, например в парках и на пешеходных улицах, скорость автоматически снижается до 5-10 км/ч. "У сервисов есть возможность технически ограничивать скорость в определенных зонах, выделив их на карте: специальный модуль в самокате определяет местонахождение пользователя в такой зоне и ограничивает скорость самоката в соответствии с установленными на этой территории правилами. При этом пользователь не может самостоятельно увеличить скорость, пока не покинет участок", - рассказывают в компании. Такая же система существует и у кикшеринга "Юрент": В местах, где много пешеходов, скорость самокатов автоматически ограничивается до 10-15 км/ч - это скорость бегущего человека, говорит Туринге. По его словам, необходимо, чтобы подобный скоростной режим соблюдали и владельцы частных электросамокатов.
Операторы полагают, что необходимо повышать культуру вождения на самокатах. Для этого некоторые сервисы обучают пользователей безопасному вождению. Коммерческий директор сервиса "Карусель" Дмитрий Окунь призывает муниципальные власти помогать операторам в формировании культуры использования электросамоката.
Однако пока культура управления самокатами во многих случаях, видимо, отсутствует. Поскольку пользователей электросамокатов становится все больше, растет количество аварий с их участием. Дольше тянуть с принятием норм нельзя, считают многие эксперты. По данным МВД, за первую половину 2022 года в России зарегистрировали 370 ДТП с участием людей, передвигавшихся на СИМ. По сравнению с тем же периодом 2021 года эта цифра выросла почти втрое -- на 174%.