Напомним: для школ, родителей и самих учеников это наиважнейшие документы, которые определят содержание школьного образования России на годы.
Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех, что действовали до сих пор? Почему нужно было их менять?
- Стандарты, которые вступили в силу с нового учебного года, - это усовершенствованные прошлые ФГОС, которые были приняты еще в 2009-2012 гг. и вводились поэтапно, - рассказал "РГ" и. о. вице-президента Российской академии образования, декан факультета педагогического образования МГУ им. Ломоносова Виктор Басюк. - Прошло 10 лет, и стандартам нужен "апгрейд". Предыдущие были достаточно "рамочные".
В новой же версии - все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Акцент на то, как ребенок может применять знания на практике.
По каждому учебному предмету - четкие требования к образовательным результатам.
Например, если раньше по математике нужно было просто "владеть основами математических знаний", то в новом документе даны более конкретные формулировки: например, нужно знать теорему Пифагора и применять ее при решении математических задач.
Обязательным требованием в новых стандартах основной школы стала возможность изучать пять предметов в углубленной форме. Это математика, информатика, биология, физика, химия.
- Сегодня в стране акцент на подготовку инженерных кадров, развитие исследований, естественно-научной деятельности. Поэтому определены эти пять стратегически важных предметов, - поясняет Виктор Басюк. - В стандартах это видно по предметным результатам - они уже прописаны в двух вариантах: что должен знать ученик, изучающий предмет на базовом уровне, и что - на углубленном.
Может ли появиться ЕГЭ по этим предметам в профильном формате? По мнению Басюка, вряд ли.
- У нас есть Единый госэкзамен по базовой и профильной математике. Но математика - обязательный предмет, который необходим для получения аттестата. Поэтому базовый уровень здесь нужен. Остальные предметы - по выбору для поступления в вузы, - пояснил эксперт.
По словам Басюка, можно начинать реализацию нового стандарта и в других параллелях, то есть во 2-4-м классе, в 6-7-м, если школа к этому готова.
Что важно помнить учителям?
- Для учителя сейчас очень важно при составлении рабочей программы по предмету изучить требования к результатам, которые определены стандартом по всем предметным областям, они в новых стандартах очень конкретные и понятные. Обратить внимание и на личностные результаты, в том числе связанные с программой воспитания - она тоже обновлена, - отмечает эксперт.
Еще один важный момент, который определяют новые стандарты, - изучение второго иностранного языка по желанию. До сих пор второй иняз был обязательным пунктом учебной программы и занимал, как правило, 2 урока в неделю. Теперь в образовательных стандартах для основной школы написано: "Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей... и при наличии в организации необходимых условий". Так что собираем заявления и несем к директору.
- Второй иняз - факультативно, по заявлению родителей.
- Углубленное изучение пяти предметов - математики, химии, биологии, физики, информатики.
- Каждый понедельник первым уроком - классный час "Разговоры о важном".
- Неделя в школе начинается с поднятия флага и исполнения гимна России.
- Изучение основ финансовой грамотности - не отдельным предметом, а в рамках курсов математики, обществознания, географии.
- Историческое просвещение начнется с начальной школы - в рамках внеурочной деятельности.
- В группах продленного дня теперь будут помогать делать домашнее задание. До сих пор основной функцией продленки был только "присмотр" за школьниками.
- В России откроются 126 инженерных классов по профилю судо- и авиастроения.
- В аттестатах вместо "зачтено" по физкультуре будут стоять оценки.