Речь о единых федеральных образовательных программах. Это базовая планка, ниже которой школам "сползать" нельзя. Программы разработает минпросвещения. Утвердить их нужно до 1 января 2023 года.
Что изменится? Появится единый стандарт преподавания по нескольким предметам: русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и основам безопасности жизнедеятельности.
Также министерство просвещения будет формировать государственный заказ на разработку учебников и утверждать авторов.
Что все это значит? К чему готовиться учителям? Как и когда изменится перечень школьных учебников? Новинку разбирают эксперты "Российской газеты".
- До сих пор Закон "Об образовании в Российской Федерации" описывал учебную школьную программу как примерную, рекомендательную. Это часто вызывало разночтения, - прокомментировала "РГ" глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
- Семьи переезжают из города в город, и дети в школах зачастую сталкиваются с новыми "вводными". Раз программы - примерные, то школы по своему усмотрению могут вводить разные элементы и дополнения по разным предметам.
- А что такое федеральная основная образовательная программа? Единый конструктор документов, в том числе и федеральный учебный план, и календарный график из рабочих учебных программ, предметов, курсов, дисциплин, где каждый урок прописан подробнейшим образом. Меньше этого давать в школе нельзя. Больше - пожалуйста, - отметила Казакова.
По мнению директора Президентского физико-математического лицея N 239 Санкт-Петербурга Максима Пратусевича, закону потребуется не один подзаконный акт.
- В законе прописано, что федеральные образовательные программы распространяются только на несколько предметов, среди которых география, русский язык, литература. Но у нас есть школы, где, например, география, физика, химия объединены в предмет "Естествознание", а русский и литература - в предмет "Словесность", - рассказал "РГ" Пратусевич. - А что теперь? Придется все разъединять? Говорится и о перераспределении часов: от предметов, по которым нет государственной итоговой аттестации, в пользу предметов с углубленным изучением. Получается, можно забрать часы у физкультуры и отдать их математике? Странная математика.
Пока с точки зрения практики нововведение вызывает много вопросов. Например, учебники. Это, в целом, тема острая. Их много, и, с одной стороны, это возможность выбора, а с другой - велика вероятность потеряться в этом разнообразии. Теперь закон полностью возлагает ответственность за выпуск и содержание учебников на государство. И это, по словам законодателей, большой плюс.
- Издания, которые не будут подходить под федеральные образовательные программы, мы будем постепенно выводить из числа допущенных в школы, - пояснила Ольга Казакова. - Через 5 лет перечень учебников точно станет короче. По сути, по каждому предмету в линейке должен остаться один базовый учебник и один - для углубленного изучения. Но никто не исключит из перечня учебники для детей с особенностями развития здоровья.
Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика":
- В образовательной политике сейчас все движется в сторону централизации, это отражение определенных общественных настроений: есть запрос на усиление роли государства. Но если говорить о конкретных изменениях, то, на мой взгляд, для школ мало что изменится. Потому что основные образовательные программы школ фактически дублировали примерные образовательные программы, которые разрабатывало минпросвещения. Принять закон - это полдела. Теперь нужно сделать подзаконные нормативные акты, чтобы реализация закона не превратилась в самодеятельность на местах и не дискредитировала саму идею. Документ по сути оформил госзадание школе: по содержанию, по результатам, по плану. Но госзадание должно быть подкреплено федеральными финансовым нормативами.
Ирина Абанкина, профессор Института образования Высшей школы экономики:
- В статье 11 ФЗ "Об образовании в РФ" четко говорится: мы признаем принцип вариативности. Это означает, что при построении образовательных программ учитываются запросы, интересы и способности учащихся и их родителей. Разработка и выбор образовательной программы в соответствии с 28-й статьей того же закона относится к полномочиям самой школы. У нас предоставлены широкие полномочия и учителям: они обладают академическими свободами. Это степень доверия к квалификации и образованию педагога. ФГОС до сих пор предлагали примерные образовательные программы, которые устанавливало министерство. А на основании примерной программы каждая школа делала свою. Сейчас выделена часть предметов, для которых появятся унифицированные программы, что чревато снижением качества образования и ущемляет права родителей и школьников на выбор образовательной программы.
Отмечу: по оценкам российских и международных экспертов, именно автономия образовательной организации приводит к высоким образовательным результатам. И путь их достижения, конечно, должен быть вариативным - все дети разные.