В Заполярье начали разработку ускоренных учебных программ для строителей

Дефицит кадров в российской строительной отрасли с каждым годом становится острее. Чтобы решить эту проблему, строительные колледжи готовятся внедрять целевое обучение - учить по коротким программам группы различных специалистов по запросам работодателей.

Даже в Мурманской области, где жилищное строительство до сих пор переживает глубокую стагнацию, инвестиции в эту сферу растут. В частности, в 2022 году объем капремонта жилья в полтора раза превысил уровень прошлого года и составил 411 домов. На их ремонт направлено 4,4 миллиарда рублей, в том числе более двух миллиардов из областного бюджета. Такие средства в капремонт жилья в Мурманской области еще никогда не вкладывались.

- В 2018 году объем средств, направленных на строительство в Мурманской области, составлял примерно шесть миллиардов рублей. Сейчас он достиг 18 миллиардов, и в ближайшие годы рост финансирования строительства продолжится, - подчеркнула министр строительства региона Ирина Вабищевич.

По данным службы занятости Мурманской области, в сфере строительства, ремонта, стройматериалов и недвижимости насчитывается 5 930 вакансий. Одними из самых востребованных специальностей в Заполярье давно уже стали бетонщик пятого разряда (250 вакансий) и электрогазосварщик (743 вакансии). По словам Ирины Вабищевич, высококвалифицированные электрогазосварщики сегодня могут конкурировать по заработной плате с министром. Однако растущую потребность в строительных кадрах регион удовлетворить сегодня не может. В этих условиях приходится ускорять обучение. В частности, Мурманский строительный колледж имени Н. Е.?Момота ежегодно выпускает более сотни молодых специалистов. В сентябре здесь открылся центр опережающей профессиональной подготовки рабочих разных специальностей по коротким программам, ориентированным на потребности работодателей.

Однако, по мнению представителей строительного бизнеса, истоки проблемы дефицита кадров находятся глубже.

- Учебные заведения и представители регионального минстроя региона часто обращаются к нам по поводу практики для студентов, - рассказывает директор ассоциации "Жилищно-строительное объединение Мурмана" Вячеслав Придатченко. - Направляют нам списки практикантов. А потом выясняется, что эти дети попросту не хотят идти на стройку, им не нравится такая работа. И проблема, нам мой взгляд, в подушевом финансировании образовательных учреждений. Сколько душ отучили, столько из бюджета и получили. А строительные специальности у молодежи не в почете. Поэтому колледж набирает массу ребят на специальности автомехаников, айтишников, кондитеров, поваров, которые со строительством никак не связаны. А учиться на строителей идут те, кто не прошел по конкурсу на более популярные специальности. Если колледж называется строительным, то он должен выпускать строителей, а не кондитеров!

Нуждаются в корректировке и сами учебные программы. Наблюдается тенденция выпускать узких специалистов - например, тех, кто занимается только внутренней отделкой. Но таких объемов отделочных работ в регионе просто нет, отмечает эксперт. Сегодня в цене универсальные специалисты. Поэтому, помимо основной строительной специальности, студенты должны владеть многими другими навыками - на стройке всегда нужны, например, стропальщики.

- Во дворе колледжа обязательно должны стоять строительные леса, чтобы их учились собирать все - маляры, плотники и так далее, - добавляет Вячеслав Придатченко. - На стройке не бывает отдельных людей, которые собирают леса, строят забор вокруг объекта или разгружают стройматериалы. У любого плотника и каменщика должны быть "корочки" стропальщика. К такому специалисту отношение совсем иное.

Не только школьники, но и многие родители до сих пор не понимают, что скороспелый айтишник по зарплате и близко не сравнится со строителем

Директор Мурманского строительного колледжа Вадим Милиев возражает: строительные специальности имеет большинство выпускников. Обучать молодежь "непрофильным" специальностям пришлось, потому что оживление в строительной отрасли началось совсем недавно, а получать профессию выпускникам школ нужно было уже сейчас. Кроме того, набрать абитуриентов на эти специальности всегда было трудно, поскольку тяжелый труд строителя в пыли, под дождем и на морозе сегодняшних девятиклассников не привлекает. Что касается "остаточного" принципа комплектации строительных специальностей, то это в определенной мере действительно так. Быстро набираются группы автомехаников и сварщиков, хуже всего - мастеров общестроительных работ, ЖКХ и столярно-плотничных работ. Эти группы приходится "дозаполнять" школярами, не сдавшими ГИА.

И руководство колледжей, и представители строительного бизнеса сходятся во мнении, что необходимо широко пропагандировать строительные специальности среди школьников. По словам Ирины Вабищевич, квалифицированный сварщик может соперничать по зарплате с министром, хотя его работу легкой не назовешь. Не только школьники, но и многие родители до сих пор не понимают, что скороспелый айтишник по зарплате и близко не сравнится со строителем, который при желании трудиться может заработать до ста тысяч в месяц, особенно в сезон.

Комментарий

Татьяна Ларина, первый заместитель министра образования и науки Мурманской области:

- Сегодня в регионе действуют 16 учреждений, дающих среднее специальное образование. Из них 15 колледжей обучают специалистов для строительства. Но строительные специальности не всегда пользуются популярностью - невостребованными остается практически половина мест. При этом в колледж информатики, медицинский и педагогический колледжи конкурс составляет четыре человека на место.