В крохотном Шахтерске в ДНР корреспондент "РГ" обнаружил уникальную коллекцию баянов и гармоней

Маленький городок Шахтерск дважды в истории жестоко воевал. Первый раз - в Великую Отечественную. А второй раз теперь. Да так, что даже заслужил звание Города воинской славы. Здесь были разрушены целые кварталы, попал снаряд и в этот музей, самую яркую достопримечательность города.

Но коллекцию удалось сохранить. Не полностью, конечно, - когда украинские войска отступали, несколько экспонатов все же исчезло. К счастью, мародеры не разбирались, взяли что поновее, а самые ценные и старинные экспонаты не тронули.

Невозможные цели

В ту, Великую Отечественную, в 1944-м Володе Барелюку должно было исполниться 10 лет. И уже все опасности, кажется, были позади, отбили советские войска его родину Шахтерск - и тут по дикой случайности из-за взрыва пороха мальчишка напрочь лишился зрения. В те времена и здоровому-то как выжить? Направили его в спецшколу-интернат для слепых. До высоких ли тут мечтаний? Но слепой мальчик решил железно: буду музыкантом! Руки да уши же целы.

Стал в интернате учиться играть на домре да на баяне. И даже выступать на сцене. Но самоучкой настоящих музыкальных высот не достичь. Поехал поступать в Ростов в музыкальное училище. Прекрасно, лучше многих сдал экзамен. Но... Все равно не был зачислен. Не умели, не пробовали даже никогда в этом музучилище учить слепых.

Казалось бы, неудачи так преследовали Володю, что любой бы сдался. Но - поехал в Москву и добился справедливости: по приказу из столицы в училище упорного мальчишку все-таки взяли.

- И вы представляете, окончил училище и 40 лет работал преподавателем в нашей городской музыкальной школе! - говорит заведующая музеем баяна Анна Пархоменко. Барелюк всегда ставил перед собой невозможные цели. А когда достигал их - ставил еще более невероятные.

Стать виртуозом баяна, будучи слепым, учить этому целые поколения детишек ему показалось мало. И он решил собрать удивительную коллекцию баянов, какой не видел мир. Сотни, тысячи экспонатов. В маленьком городке.

Как?

Город маленький, да мир большой. И он стал переписываться с самыми известными исполнителями мира. А потом поехал собирать баяны по стране.

- Поехал?!

- Его возила жена, Жасмина Савельевна, за рулем, - рассказывает Анна Пархоменко. - Жена ему досталась просто замечательная: идеальная семья, двоих прекрасных сыновей воспитали. В 1983 году музей наконец открылся. И в итоге занял первое место среди музеев провинциальных городов Украины. В нем набралось 3 тыс. экспонатов.

Зачем гармошке зеркало

- Вот вы, например, знаете, почему у Ливенской гармони левый корпус всегда оснащен зеркалом? - спрашивает Анна. - Это чтоб гармонист, первый парень на деревне, мог всегда поправить свой чуб, или кепочку, или цветочек, чтобы мог полюбоваться собой.

- А вот эта, малюсенькая - игрушка?

- Вовсе нет, это знаменитая гармошка-черепашка. Потому что похожа на черепашку и размером с нее. Но еще и потому, что сделана в Череповце. С гармонями часто так: где она появлялась, так и называлась - в Саратове саратовская, вот она, с колокольчиками, в Бологое - бологойская. Старинные инструменты отличались тем, что на разжим и сжим идет разный звук, и музыканту сложно с этим разобраться. Черепашка - для шуточных мелодий, частушек. Веселая.

Анна Александровна умело сводит крохотные меха, выводя действительно веселую и заводную музыку.

Коллекция потрясает. Старинные гармошки, какие делали только вручную, современные баяны и аккордеоны, коллекция губных гармошек. Рояльная гармонь - предшественник современного аккордеона, у нее в правом корпусе сделаны клавиши.

- Баян - русский инструмент?

- Название баян чисто русское, оно произошло от сказителя Бояна. Аккордеоном у нас называются клавишные. За границей это все аккордеон. Зарубежных экспонатов у нас тоже немало, например, эта английская концертина, а эта старинная фисгармония - немецкая.

Играл Буденный на баяне

В музее не только баяны да гармошки, но и все, что связано с их историей. Вот Анна заводит военных времен патефон - и по музею хрипло льются песни 1940-х.

На стене - большой портрет маршала Буденного.

- Видите, тут и личные вещи его - и Буденного, и Жукова. Портрет Жукова работы донецкого художника Тараса Шевченко. Пластинки, где Семен Михайлович играет на баяне в дуэте с Зайцевым. Играть Буденного научили солдаты, у него был прекрасный слух, и даже Сталин порой просил его сыграть "Барыню".

Барелюк вел переписку с Марией Васильевной, супругой Семена Буденного, вел переговоры, чтоб его гармонь попала в нашу коллекцию. Уж было договорился, да другие родственники отказали.

- Во всех войнах ХХ века гармонь была незаменима для русского бойца. Вот они - тульская гармонь и венская трехрядка, - показывает Анна, - знамениты тем, что распространились во время Великой Отечественной. На привале песни под гармошку поднимали дух уставших бойцов.

"В Тулу и Шую от солдат шли письма с призывом: "Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!" - записано в летописи музея. - Даже существовал лозунг: "В каждую роту - гармонь". Летом 1941 года для поднятия боевого духа солдатам отправили 12 тыс. гармоней, а осенью на фронт прислали уже 60 тыс. В 1942 году, по ходатайству Политуправления Советской Армии, наркомат местной промышленности обязал Шуйскую и Тульскую фабрики перестроить производство на выпуск гармоней и баянов. Крупные фабрики, занимавшиеся выпуском инструментов, увеличили темпы производства - и гармони поставлялись на фронт среди прочих необходимых вещей, наряду с оружием и продовольствием".

И теперь, в дни боев, музей баянов всегда открыт.