Валерий Выжутович: Каждая семья выбирает свою потребительскую стратегию

Центробанк сообщил, что потребительские настроения россиян ухудшились и пока застыли на максимуме 2018 года. То же и сберегательные настроения. По опросам "ИнФОМа", проведенным по заказу ЦБ, в июле более 70 процентов респондентов не смогли ничего отложить. Здесь особенно неуверенно почувствовали себя предприниматели - о росте доходов в июле заявили лишь 7 процентов (в первом квартале было 18, во втором 14). Среди пессимистично настроенных потребителей, по данным Росстата, заметную долю составляет молодежь. А вот наемные работники свое материальное положение стали оценивать выше. При этом на 29 процентов выросла доля населения, предпочитающего дорогостоящие товары, что объясняется укреплением рубля и появлением параллельного импорта.

Так или иначе потребительское поведение россиян меняется. Люди создают запасы и стараются меньше тратить. "Использование товаров более низкого качества по более высоким ценам, включая автомобили и компьютеры, одежду и обувь и др., станет чертой нового потребления населения. Санкции, наложенные на авиационную отрасль, ограничения на возможности въездного и выездного туризма и т. д. все больше будут менять структуру туризма в пользу внутреннего. Прекращение показа зарубежных фильмов, ограниченные возможности проведения и участия в международных культурных мероприятиях заметно повлияют на услуги культуры", - говорится в докладе, подготовленном экспертами из Центра развития НИУ ВШЭ.

Траектория потребления стала стремительно меняться уже в марте, и в первом квартале 2002 года наблюдался рост расходов на 4,7 процента. Россияне скупали холодильники, стиральные машины, автомобили, компьютеры. Запасались продовольственными товарами длительного хранения - мукой, крупой, сахаром, солью, консервами. На год вперед заготавливали лекарства. При этом за три месяца реальные располагаемые доходы упали на 1,2 процента. Откуда же взялись деньги на ажиотажные закупки? "Рост расходов был профинансирован за счет изъятия средств из сбережений и структурной перестройки расходов, - объясняют авторы доклада. - Использование населением кредитования на создание запасов было сильно ограничено. В марте наблюдалось сокращение выдачи необеспеченных потребительских кредитов до 30-35% от уровня января-февраля 2022 г.". Рост стратегических расходов (на товары длительного пользования и хранения) сопровождался тактической экономией - переходом на более дешевую еду (покупки свежих овощей уменьшились в марте на 17 процентов, а свежих фруктов - на 13), отказом от привычных услуг и развлечений.

Потребительские настроения россиян ухудшились и пока застыли на максимуме 2018 года

Точно так же граждане экономили в период пандемии. Вызванный ею экономический кризис заставил не только меньше тратить на одежду, путешествия и развлечения, но и экономнее питаться. Но к осени 2021 года потребительские расходы показали рост. Бюджетные выплаты семьям с детьми, военным и пенсионерам подняли спрос на непродовольственные товары на 0,5 процента в месяц. Например, люди стали активнее обновлять свой гардероб. По данным Росстата, тогдашние расходы семей на одежду и обувь по сравнению с 2020 годом выросли в 2,5-3 раза. Столь резкое возрастание трат на одежду и обувь эксперты объясняли не ростом цен, а изменением потребительского поведения. Экономя в течение полутора "ковидных" лет буквально на всем - еде, алкоголе, табаке, транспорте, медицинских услугах, - граждане начали тратить накопленное на новые вещи. Желание выглядеть лучше одержало верх над желанием копить "на черный день".

И вот новое изменение потребительских настроений. Эксперты отмечают четыре отличия нынешней ситуации от предыдущей. Цена: она стала определяющим параметром для покупателей в 2022 году, а в 2020-м была не так важна. Ассортимент: сейчас ретейлеры изменяют ассортимент товаров по причине ограничения импорта, а во время пандемии делали то же из-за требований к безопасности товаров. Формат магазинов: новый кризис заставляет потребителей искать выгодные предложения в любой точке города, а два года люди, идя за покупками, старались не отдаляться от дома, чтобы сократить контакт с другими. Онлайн-торговля: кризис 2020 года дал невероятный толчок развитию интернет-магазинов, а в 2022 году покупки в онлайне стали лишь одной из стратегий экономии.

Покупательная способность населения ныне снизилась столь же заметно, как и в "ковидные" годы. Согласно опросу, проведенному компанией Tiburon Research, 44 процента россиян ощутили снижение доходов, 28 процентов лишились премий и повышений по работе, 26 процентов столкнулись с проблемами при поиске работы, 8 процентов уволены, а также 8 процентов получают зарплату, хотя компании приостановили деятельность.

Однако паники нет. Об этом говорят результаты опроса, зафиксированные специалистами исследовательского холдинга "Ромир". Если 5-6 марта 51 процент опрошенных говорил, что страна находится в экономическом кризисе, то 2-3 апреля в этом были уверены только 41 процент. И если вначале лишь 1 процент респондентов верил, что проблем в России нет, то через месяц в это стали верить уже 3 процента.

Каждая семья выбирает свою потребительскую стратегию

Что касается отношения к компаниям, покинувшим Россию, то, как показало исследование "Ромир", более 40 процентов граждан хотят скорейшего возвращения брендов следующих категорий: товары для дома (41 процент), косметика и парфюмерия (44), непродовольственные товары (48), автомобили (50), одежда и обувь (51), бытовая техника и электроника (56). А не хотят граждане возвращения международных пивоваренных компаний (40 процентов), точек питания (39) и брендов крепкого алкоголя (37).

В условиях кризиса каждая семья выбирает свою потребительскую стратегию. Но большинство предпочитает классический способ: больше запасать, меньше тратить.