В определенном смысле новый кубинский семейный кодекс получился революционным. Конечно, самым резонансным стал пункт о том, что "семья - это союз двух людей". Эти же двое людей теперь смогут усыновлять детей. Отныне разрешается и некоммерческое суррогатное материнство. И все же созданный в духе латиноамериканских прогрессивных течений семейный кодекс, несмотря на весь кажущийся новаторский характер, по сути, лишь зафиксировал все те причудливые конфигурации семей, которые и так уже сложились в кубинском обществе.
Вообще, потребность в новом документе была очевидна после того, как в 2019 году на Кубе была принята новая конституция. После этого стало понятно, что действующий семейный кодекс 1975 года не только не соответствует, но и противоречит основному закону (который, например, "признает и защищает семью, независимо от формы ее организации"). Процесс разработки нового документа превратился в настоящее реалити-шоу.
Сначала проект был подготовлен в специальной парламентской комиссии, а затем прошел настоящую процедуру общественных слушаний: с 1 февраля по 30 апреля по всей стране в самых удаленных районах люди собирались для обсуждения нового документа, разбирались в его сути, вносили свои поправки и предложения. Всего в почти 80 тысячах таких встреч приняли участие 6,5 миллиона кубинцев - больше половины населения. Затем все изменения были учтены в финальной версии, которая и была вынесена на референдум.
Вообще, суть нового семейного кодекса отражена в его названии. Документ 1975 года в дословном переводе с испанского звучит как "кодекс семьи", а вынесенный на референдум в 2022 году - "кодекс семей".
А семьи на Кубе бывают действительно самые разные. Зачастую под одной крышей проживает несколько поколений. В такой ситуации за воспитание детей часто отвечают дедушки и бабушки. При этом в последние годы в стране обострилась проблема миграции: молодежь уезжает в поисках лучшей жизни в другие страны, прежде всего в США. Обычно такие поездки превращаются в тяжелое испытание, детей в которое берут далеко не всегда. Многие остаются на острове вместе с бабушками. Теперь, благодаря новому кодексу, опекунство над детьми оформить будет легче. При этом появление нового опекуна не означает отказа от родителей. Таким образом у одного ребенка может быть более двух законных представителей. В том числе и бабушки. Им же отныне, согласно новому кодексу, предоставляется время на общение с внуками. На тот случай, если этому противятся родители.
Интересным новшеством является отказ от понятия "родительские права". В новом кодексе их заменили на "родительские обязанности". Речь идет о том, что отныне законные представители детей ими не обладают, а о них заботятся. По задумке авторов, такая формулировка должна оградить детей от домашней тирании, а также предоставляет им больше самостоятельности.
Своя победа есть в семейном кодексе и у борцов за права женщин. До настоящего момента на Кубе фамилии детей образовывались в соответствии с принятыми в испаноязычных странах испокон веков правилами: из двух фамилий, которые обычно есть у человека, первой фамилией автоматически становилась фамилия отца, а второй - фамилия матери. Теперь же порядок фамилий может быть свободным, на усмотрение родителей - для патриархальной Кубы настоящий прорыв.
Появились у нового кодекса и противники. Дело в том, что, несмотря на всю вольность нравов, кубинцы весьма консервативны. Новомодные, а теперь еще и законодательно закрепленные формы семейных отношений для многих непонятны. С острой критикой нового семейного кодекса выступила католическая Епископальная конференция Кубы, а также другие представители религиозных конфессий.
И все же главными критиками документа стали совершенно другие люди. И дело отнюдь не в содержании семейного кодекса. Из-за безоговорочной и массированной поддержки нового семейного кодекса на всех уровнях государственной власти технический, по сути, вопрос, вынесенный на референдум, во многом превратился в голосование по вопросу доверия правительству Кубы. Именно поэтому в кампанию по дискредитации кодекса тут же подключилась кубинская диаспора в Майами. Через всевозможные антикубинские сайты и порталы, обильно спонсируемые властями США, они истерично призывали голосовать против нового кодекса, что в их понимании приравнивалось к голосованию против кубинского режима. Похоже, во многом именно переносом этого вопроса в политическую плоскость и обусловлена яростная агитация как сторонников, так и противников кодекса. А результаты референдума продемонстрируют, насколько ситуация на Кубе, столкнувшейся с многочисленными кризисами, остается контролируемой властями Острова свободы.