На площадке ГИС ЭПД участники цепи поставок смогут обмениваться накладными, путевыми листами и другими документами в электронной форме с профильными ведомствами. Тестировали применение электронной накладной два года.
Теперь стартовал переходный период, пока можно обмениваться информацией как в электронном, так и в бумажном виде.
Сегодня из 735 тысяч грузоперевозчиков, зарегистрированных в России, по данным системы "Платон", 76 процентов - физлица и ИП, остальные - юрлица.
Готов ли российский бизнес к этому переходу?
Как только груз доставлен, накладную транспортная компания отправляет в бухгалтерию грузоотправителя, и только после получения оригинала за подписями всех участников перевозка может быть оплачена.
А теперь представьте, что документы нужно доставить из Москвы во Владивосток. В этом случае перевозчику придется ждать оплату 25-30 дней.
Если же обмен документами происходит в электронной форме, отправитель визирует накладную в течение нескольких минут после завершения перевозки, и можно выставлять счет. Следовательно, срок оплаты сокращается как минимум в два раза.
Также переход на ЭДО повысит скорость обмена данными. В среднем на 20 минут сократится время оформления и передачи одной транспортной накладной в электронной форме.
Однако важно исключить сбои из-за нестабильной работы интернета. Россия простирается от Калининграда до Южно-Сахалинска. Скорость интернета и сотовой связи заметно отличается на разных участках. Поэтому важно документально закрепить обязанности контрольно-надзорных органов и перевозчиков, если транспортная накладная была отправлена в ГИС ЭПД, но сотрудник ГИБДД не может ее найти. А пока принято решение дублировать ЭТРН в бумажной форме на маршрутах с неустойчивым интернетом.
Всего за время тестирования контрольно-надзорные органы, операторы ЭДО и перевозчики проработали более 15 сценариев оформления документов в электронном виде, включая замену водителя в рейсе, возврат, изменение пункта выгрузки, переадресацию.
Следующий этап - масштабировать систему. По данным ПЭК, большая часть компаний из сегмента малого бизнеса пока не заинтересована в цифровизации процесса.
Более чем в один миллиард рублей ежегодно оценивается сумма официально подтвержденных убытков из-за хищения грузов, по данным сервиса мониторинга ИМПАКТ.
Проблема стоит остро - Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта оценил объем "серого" рынка грузоперевозок в 70-80 процентов по итогам 2021 года.
В ГИС ЭПД уже прослеживается вся цепь поставки. Скрыть часть информации невозможно.