Новые паромы разгрузят морскую логистику Калининграда

До конца сентября калининградский порт Балтийск и ленинградский порт Усть-Луга свяжут два новых судна. Это позволит высвободить дополнительные мощности на переполненной паромной линии, очередь на которую сегодня растянулась до конца октября. Основное предназначение новых паромов - перевозка санкционных товаров, а также контейнерных и накатных грузов по системе RO-RO.
Мощность паромной переправы составляет 550 единиц накатной техники в месяц.
Мощность паромной переправы составляет 550 единиц накатной техники в месяц. / Пресс-служба Росморпорта

Сегодня нагрузка на морские перевозки колоссальная. Только в августе 2022 года три судна, работающие на линии Усть-Луга - Балтийск, доставили в западный эксклав страны более 58 тысяч тонн грузов, включая горюче-смазочные материалы, удобрения, продукты питания, каменный уголь и накатную технику. Как сообщает оператор паромной линии, если в июле еще можно было найти свободные места на сухогрузе "Урса Майор", то в августе его загрузка составила 100 процентов. Очередь была расписана до середины сентября. Сегодня ситуация только усугубилась. Паромы остались единственной здоровой альтернативой для ввоза товаров из санкционных списков в Калининградскую область после введения Литвой и Евросоюзом транзитных ограничений.

Однако курсирующих по морским линиям восьми судов отчаянно не хватает. В сентябре очередь из полутора тысяч автомобильных фур, ожидающих погрузки на паромы из Ленинградской области до Калининграда, растянулась на три месяца.

- Если еще какая-то возможность уплыть из Балтийска в направлении Усть-Луги еще есть, то в обратном направлении уже образовалась многотысячная очередь из грузовой техники, - рассказал директор одной из логистических компаний Калининградской области Сергей Гоз. - Мощность паромной переправы на этом направлении в месяц составляет примерно 550 единиц накатной техники. Больше они просто физически не в состоянии вывезти. Поэтому необходимо организовать дополнительные два-три рейса, чтобы доставить автотранспорт с грузами и разогнать образовавшуюся пробку.

Однако разовой акции недостаточно, в вопросе грузоперевозок необходима системность. Это понимают и в правительстве Калининградской области. Первым решить проблему с очередями поможет новое судно "Спарта-1", которое вышло на линию Усть-Луга - Балтийск 22 сентября. На нем будут преимущественно перевозить автотранспорт и контейнеры.

Параллельно турецкий завод в Стамбуле готовит к сдаче паром "Генерал Черняховский", который 30 сентября должен прибыть в Калининградскую область. Судно предназначено для перевозок железнодорожных составов, автомобилей и прочих накатных грузов. При этом паром совмещает два вида топлива - дизельное с низким содержанием серы и сжиженный природный газ.

После этого самый западный регион страны с основной частью России по морю будут связывать десять судов. На линии Усть-Луга - Балтийск курсируют паромы "Амбал", "Балтийск", "Маршал Рокоссовский", сухогруз "Урса Майор" и новый паром "Спарта-1".

Ленинградский порт Бронка и Калининград связывают суда "Холмогоры", "СТК-1004", "СТК-1019" и "СТК-1023". В августе этого года Росморречфлот зарегистрировал третью паромную линию Усть-Луга - Калинингра", куда вскоре перекинут паромы "Маршал Рокоссовский" и "Генерал Черняховский".

В сентябре очередь из 1,5 тысячи фур, ожидающих погрузки, растянулась на три месяца

Региональным властям также удалось закрыть вопрос субсидирования морских перевозок, которые были дороже сухопутных примерно на сорок процентов. Соответствующее распоряжение уже подписали в федеральном правительстве. На субсидирование перевозок морским транспортом выделили более 1,3 миллиарда рублей. Средства передадут Росморречфлоту, который распределит их между грузоперевозчиками. В правительстве Калининградской области подчеркнули, что принятое решение позволит перевозить товары морем между эксклавом и основной частью России по льготному тарифу. Это особенно актуально в условиях растущего грузопотока. По примерным оценкам, к декабрю 2022 года в регион доставят порядка 750 тысяч тонн товаров, в другие субъекты страны из эксклава вывезут 150 тысяч тонн грузов. Речь идет об угле, цементе, строительном кирпиче и автомобилях.

Впрочем, несмотря на сложности, региональный логистический бизнес остается привлекательным для новых инвесторов. О намерении работать в Калининградской области заявили сразу несколько российских компаний.

- Один из крупнейших логистов страны уже себя презентовал. В его распоряжении - собственный подвижной состав и терминальная сеть, - пояснил президент Калининградской торгово-промышленной палаты Феликс Лапин. - Кроме традиционного сервиса в виде вагонов, платформ, автомобилей и контейнеров, они могут предоставить дополнительное судно, которое свяжет Санкт-Петербург с Калининградом. В целом транспортники готовы работать в нашем регионе, невзирая на санкции. Есть логистические компании, предоставляющие сервис по всему миру, а не только в России или на территории Таможенного союза, и они готовы с нами сотрудничать.

Тем временем

Калининградские предприниматели жалуются на сложности с таможенным оформлением грузов в Усть-Луге. Из-за бюрократических проволочек увеличивается время взвешивания отдельных групп товаров.

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов поручил региональному уполномоченному по защите прав предпринимателей Светлане Нижегородовой направить собранные по таким случаям материалы в Федеральную таможенную службу, чтобы оперативно решить проблему.

ЦИФРА

1146 вагонов с грузами доставили в Калининград паромы "Амбал", "Балтийск" и "Маршал Рокоссовский" в августе 2022 года.