На вертолетной площадке, где самый лучший на судне обзор, в тот день долго стоять не разрешили. Ограждения опущены, включены сигнальные огни. Скоро к нам приземлится вертолет КА-32 с рядом стоящего научно-исследовательского судна "Академик Трешников".
Он помогает нам в поисках подходящей льдины. Поясню: на борту "Северного полюса" вертолет не предусмотрен. Судно может принять и отправить "стрекозу", есть каюта для пилотов, свой запас топлива.
Итак, у нас все готово к принятию вертолета. Помощник капитана по электронике, а, проще говоря, радист Валерий Панченко ведет переговоры с "Трешниковым". И вот огромная желтая "пучеглазая стрекоза" нежно садится на площадку. Настолько нежно, что судно не колыхнулось.
Вертолет забрал начальника "Северного полюса-41" Кирилла Фильчука. Вместе со специалистами с "Трешникова" он будет делать облеты подходящих льдин, проводить различные измерения.
Результаты обследования еще не объявляли. Но возможно, уже скоро будет окончательно выбрана льдина, на которой развернут лагерь дрейфующей станции "СП-41".
На борту "Северного полюса" идет активная подготовка к изучению ледового покрова во время предстоящего дрейфа. Судно оснащено мощной ледовой лабораторией.
В ней находятся огромные, размером с комнату, холодильники. В одном - минус 15-20 градусов, в другом - минус 30. В них буду хранить пробы льда. Испытывая на прочность, его начнут сжимать, гнуть. Также изучают состав льда: его соленость, температурные характеристики, плотность и другие показатели.
Характеристики ледового покрова нужны, прежде всего, при строительстве морских гидротехнических сооружений, судов, которым предстоит работать в арктической зоне. Параметры льда будут использоваться, например, при расчетах характеристик корпуса судна.
А моделирование ледовых условий проходит в опытных бассейнах Арктического и антарктического НИИ. В них, кстати, испытывалась и модель первого атомного ледокола "Ленин", и нашего "Северного полюса".
Знаете, почему айсберги - голубые? Вообще, это отколовшиеся куски ледника, они из пресной воды. А в море - разной степени солености. Чем вода более пресная - тем насыщеннее у нее голубой цвет.
Как пояснил исследователь льда Леонид Панов, в лаборатории находится несколько ящиков, в которых запакована уникальная система обеспечения жизнедеятельности человека в условиях льдов. Система - разработка Арктического и антарктического НИИ. С ее помощью можно будет прогнозировать различные процессы, которые происходят со льдом, в том числе определить риски образования трещин.
Именно трещины - главный враг всех дрейфующих станций "Северный полюс". Из-за них приходилось переносить оборудование, рабочие и жилые дома. Система работает по аналогии с той, что определяет сейсмоактивность и указывает на землетрясения. На самой льдине, когда ее выберут, установят многочисленные датчики.
Полярники верят в свою льдину. В то, что она будет прочной, большой, и дрейфовать на ней можно будет долго. Не зря же, главное пожелание полярников друг другу: "Крепкого вам льда!".
Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.