К концу сентября средний чек в категории крупной бытовой техники снизился до 23,4 тыс. рублей, на пике цен - в марте средняя покупка доходила до 32 тыс. рублей. Цены в категории электроника и фото упали более чем в два раза - с 29,4 тыс. рублей до 13,3 тыс. рублей. С начала года рост цен на рынке бытовой техники оказался небольшим - 8,1%.
Во многом рост цен сдерживает падение спроса, считает Иван Федяков, генеральный директор информационного агентства INFOLine. Он оценивает снижение потребительской активности покупателей намного сильнее - на уровне 30-40%. "Потребители приостанавливали закупки быстрее, чем падали складские запасы на технику у ретейлеров, поэтому мы видим откат цен на уровень до 24 февраля", - поясняет он.
На сниженном спросе ретейлерам хватает представленных на рынке товаров для обеспечения потребностей покупателей. Параллельный импорт позволяет ввозить привычные бренды, хоть и не в таких количествах как раньше. В компании "М.Видео-Эльдорадо" отметили, что продолжают взаимодействовать с доступным пулом брендов, например, начали официальные продажи новой линейки iPhone.
В то же время в компании отмечают, что потребители стали чаще обращать внимание на новые бренды, которые только набирают популярность либо относительно недавно появились на рынке. "Это китайские, турецкие и российские компании", - говорит представитель компании. Ретейлеры стараются вывести на рынок новых игроков, пока покупатель готов рассматривать технику неизвестных ему брендов. "М.Видео-Эльдорадо" запустила продажи крупнейшего производителя бытовой техники в Центральной Азии - бренд Artel. А выбор моделей смартфонов расширила за счет моделей Realme, POCO, Tecno, Infinix, французско-китайского бренда Wiko.
Кроме того, происходит переток европейского и американского бизнеса к российским и турецким владельцам. Так, шведская компания Electrolux передала бизнес в России местному руководству. А турецкая компания Arcelik стала владельцем российского бизнеса Whirlpool.
В сложившейся ситуации занять нишу стремятся и сами ретейлеры, выпуская бытовую технику под собственными марками. Так, в "М.Видео-Эльдорадо" заявили, что спрос на собственные торговые марки компании Novex и Hi вырос в шесть раз по сравнению с прошлым годом. Собственный бренд электроники и бытовой техники Hartens есть у маркетплейса Ozon. В октябре обещал запустить продажи в розничной сети и интернет-магазине умные телевизоры под брендом Kion Smart TV мобильный оператор МТС. А "Яндекс Маркет" подал заявки в Роспатент на регистрацию двух товарных знаков - Tuvio и Vionic, под которыми планируется выпускать электронику и бытовую технику.