Сенегальский теплоход "Le Joola" вышел в море 26 сентября 2002 года из Зигиншора, столицы самой южной провинции Сенегала. Судно принадлежало правительству и курсировало между югом Сенегала и Дакаром. Вместимостью парома составляла около 536 пассажиров и 35 автомобилей. Но в результате кораблекрушения погибло более 1800 человек. Почему?
Выжившие, а их немного, рассказывают, что паром перевозил в несколько раз больше максимально допустимого количества пассажиров, и, видимо, лишний вес и стал причиной того, что, попав в шторм, судно перевернулось и затонуло.
Мариама находилась на четвертом месяце беременности.
"Я подумала, что, может быть, на то была Божья воля, чтобы я умерла вместе со своим нерожденным ребенком", - рассказывает она журналистам BBC Николе Милну и Ефрему Гебреабу.
Мариама стала единственной женщиной, выжившей в результате катастрофы. Кроме нее спаслось еще всего лишь 63 мужчины.
"Погибло больше людей, чем на "Титанике", но здесь - в Соединенных Штатах - это не стало новостью", - сказал изданию Пэт Уайли, инженер НАСА, ранее работавший над программой "Аполлон" и живущий сейчас в Северной Каролине. Уайли расследовал африканскую трагедию в течение 10 лет, а в 2013 году издал книгу "Гибель судна "Le Joola": Африканский Титаник".
У американца, признается он, осталось множество вопросов, на которые он не сумел найти ответов. Например, что же послужило причиной того, что судно перевернулось, почему спасение заняло более 10 часов?
Местные рыбаки, прервавшие тогда на три свою работу, чтобы помочь выжившим и выловить тела, что даже через месяц после трагедии находили в открытом море тела погибших.
По словам Уайли, в ту ночь судно действительно столкнулось со штормом, но было и множество других факторов, способствовавших опрокидыванию, и именно правительство страны несет за это ответственность. Однако всю вину оно возложило на капитана судна Иссу Диарру, который пропал без вести.
В тот день погибли граждане 12 стран, но подавляющее большинство - это более 1000 сенегальцев. Ламин Коли, единственный выживший из 35 человек из его деревни, что, когда начался дождь, "нас попросили спуститься в трюм" и лишь тогда они поняли, сколько людей на пароме.
Другие выжившие вспоминают, что сначала вспыхнул яркий свет, а затем наступила темнота.
"Я никогда не думал, что такое большое судно может перевернуться, но оно перевернулось", - вспоминает Коли.
"Замешательство было полным. Со всех сторон раздавались крики о помощи, кого-то тащили. Я плавал среди других пассажиров и видел, как они тонули. Я не могу этого забыть", - добавляет он.
Среди погибших было 444 ребенка.
"Эта трагедия не только личная, но и коллективная", - сказал тренер национальной сборной Сенегала Алиу Сиссе, потерявший тогда сестру и несколько родственников.
По его словам, "следует помнить, что на этом судне были все слои сенегальского общества. Фактически весь регион был уничтожен".
"До сегодняшнего дня не было ни суда, ни правды, ни подъема останков, поэтому наши семьи продолжают страдать", - говорит Эли Диатта.
И действительно, в августе 2003 года в стране было объявлено, что уголовное преследование возбуждаться не будет. Спустя два года ЕС предоставил Сенегалу средства для подъема обломков затонувшего на глубине 20 метров парома. Но оно до сих пор покоится на дне. Правительство Сенегала отказалось говорить с журналистами BBC, без ответа остались и их просьбы побывать на месте крушения.
Американец Пэт Уайли в ходе своего расследования выяснил, что на судне не функционировали спасательные шлюпки, а для большинства пассажиров не хватило надувных жилетов. Он также уверен, что, спустя 20 лет после трагедии, власти страны испытывают страх перед тем, что исследователи могут обнаружить на дне, где покоятся остатки парома.