В составе групп они прошли весь процесс проектирования новой модели управления современными образовательными программами с применением актуальных тенденций и инструментов: учитывалась целевая аудитория образовательного продукта и результат от внедрения новых учебных траекторий. Особый акцент был сделан на взаимодействие вуза и индустриальных партнеров. В финале участники защищали свои проекты перед экспертами Томского политеха, которые постарались передать свой опыт и наработанные компетенции молодым ученым Евразийского НОЦ.
- Томск - город с повышенной концентрацией университетов, научных институтов и студентов, город с большими научными традициями. Почему стажировка проходит в Томском политехническом университете? Все просто: ТПУ - вуз с сильными инженерными научными школами. Университет в своих образовательных продуктах и проектах активно использует мировой опыт научно-образовательной деятельности, специалисты вуза проводят серьезные научные исследования, - прокомментировала руководитель Центра развития компетенций управляющей компании НОЦ София Сайфуллина. - Нашим коллегам интересен такой опыт внедрения новых, гибких образовательных программ, которые реализуются в тесной взаимосвязи с индустриальными партнёрами. В рамках стажировки с коллегами из уфимских вузов мы обсуждаем и работаем над созданием новых направлений, которые могут быть встроены в образовательную деятельность вузов Евразийского НОЦ.
В рамках стажировки молодые ученые НОЦ посетили три вуза: Научно-исследовательский Томский политехнический университет, Научно-исследовательский Томский государственный университет, а также Томский университет систем управления и радиоэлектроники.
Уфимские исследователи ознакомились с работой ядерного реактора Томского политеха - уникального в своем роде, ни в одном другом вузе ничего подобного нет. Ежегодно на реакторе проходят теоретическое и практическое обучение более 400 студентов. Они проводят научные исследования по ядерной физике и медицине. Эксперты отметили, что такой подход к организации обучения и приобретенные навыки дают возможность выпускникам стать востребованными специалистами в госкорпорации "Росатом".
- Пример организации получения образования в исследовательском реакторе показателен. В Башкортостане у вузов тоже есть индустриальные партнеры. Студенты могут посещать предприятия и изучать документацию, но получить реальный доступ к цехам или отдельным подразделениям и тем более проводить исследования сложно, - говорит доцент кафедры безопасности производства и промышленной экологии УГАТУ, кандидат химических наук, Наталья Кострюкова.
Директор Евразийской политехнической школы УГНТУ Денис Гулин подчеркнул, что основная цель стажировки - перенять опыт подготовки инженерных кадров в Томских вузах.
- Наша команда, используя опыт Томского вуза, занимается разработкой реальной модели технологической магистратуры, запуск которой планируется на базе Евразийской политехнической школы в УГНТУ с 2023/2024 учебного года, - объяснил Денис.
В ТПУ на базе центра "Хериот-Ватт" совместно с индустриальным партнером "Газпром-Нефть" создан НОЦ. Здесь студенты работают над исследованиями по запросам компании, а преподаватели получают доступ к бизнес-проектам. Такая синергия дает возможность адаптации образовательных продуктов под запросы реального сектора экономики.
Эксперты Томского политеха также поделились своими практиками внедрения онлайн магистратуры на площадке Coursera и Нетология и развитием образовательных технологий в области цифровой химии, биоинформатики.
В заключительный день стажировки ученые из Башкирии защищали перед экспертами Томского политеха свои проекты по разработке модели образовательного продукта, которые должны качественно улучшить не только получение новых знаний, но и учесть потребности ключевых участников образовательного процесса: студента, преподавателя, ученого и индустриального партнера.
Каждая из групп работала над своей задачей. Нашими учеными были выбраны такие темы, как проектное обучение, оценка качества программы, прикладная магистратура и дополнительные образовательные услуги.
Так, "Программа проектного обучения" предполагает создание консорциума из трех вузов Евразийского НОЦ и предприятия Роскосмос. По мнению команды молодых ученых, такая коллаборация поможет более качественно подавать технические знания, в результате чего индустриальные партнеры будут заинтересованы в выпускниках вузов.
Проект "ПредВУЗ" предполагает выстроить расширенную модель довузовской подготовки университета, куда войдут школы, вузы Евразийского НОЦ, индустриальные партнеры и центры занятости. Одним из элементов программы станет использование профориентационной работы и внедрение специальных образовательных сертификатов для абитуриентов, что, по мнению команды, позволит повысить средний балл ЕГЭ и снизить отток абитуриентов в другие регионы.
Авторы проекта "Оценка качества образовательных программ" уверены, что создание универсальной модели оценки качества программ как со стороны вузов, так и со стороны министерства науки и образования и предприятий реального сектора экономики позволит достичь нескольких целей. Во-первых, сократить невостребованные образовательные программы, во-вторых, сэкономить затраты на ресурсы и содержание учебных программ и в-третьих, на основе такой оценки можно будет создать рейтинг вузов с наиболее востребованными образовательными программами у работодателей.
"Модель прикладной магистратуры", которую создала четвертая управленческая команда, ставит задачей удовлетворение потребностей вузов, студентов и работодателей. Вуз получит увеличение количества проводимых в университете НИОКР и привлечение к образовательным программам экспертов из индустрии. Студенты получат опыт участия в реальных проектах, что даст понимание и в карьерной траектории после выпуска. У индустриальных партнеров свои плюсы: в результате реализации новой модели будет создана большая "воронка" потенциальных сотрудников. Таким образом, университет для предприятий станет полигоном для тестирования перспективных проектов, а выпускник - готовым специалистом для предприятия.
Планируется, что заявленные в качестве проектов модели образовательных инициатив участники стажировки будут реализовывать в университетах Евразийского НОЦ. Эксперты из Томского политеха дистанционно продолжат сопровождать команды и оказывать экспертную поддержку.
Стажировки - в рамках деятельности Евразийского НОЦ - студентов и молодых ученых республики в ведущих научно-образовательных организациях проводятся по поручению главы Башкортостана Радия Хабирова. В группу из 30 человек вошли представители Башкирского государственного аграрного университета, Башкирского государственного университета, Уфимского государственного авиационного технического университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета и Башкирского государственного медицинского университета. Это руководители образовательных программ и подразделений, преподаватели, молодые ученые, ведущие специалисты, занимающиеся проектированием и организационно-методическим обеспечением образовательных программ.