Договор с микрокредитной организацией житель города Новокузнецка заключил через интернет-сайт, но взятые на себя обязательства вовремя не выполнил. Для возврата просроченной задолженности кредиторы заключили агентский договор с юрлицом, зарегистрированным в Симферополе. И работники этой организации, выражаясь казенным языком, начали осуществлять взаимодействие с заемщиком.
Методы они не выбирали. Сначала присылали по телефону текстовые сообщения-напоминалки. А потом перешли к угрозам. Мол, если гражданин не оплатит долг по микрозайму, его репутация будет опорочена. А именно: фотографии личного характера распространят в общественных местах. При этом послания содержали выражения, унижающие честь и достоинство должника и оказывающие на него психологическое давление.
Мужчина обратился в службу судебных приставов. Сотрудники областного отдела ведения госреестра и контроля за юрлицами, занимающимися коллекторской деятельностью, провели административное расследование. В итоге контору, чьи сотрудники явно переусердствовали, оштрафовали на сто тысяч рублей.
А всего в нынешнем году микрофинансовые, кредитные организации и фирмы, специализирующиеся на возврате долгов в Кузбассе, по 95 административным делам наказали в общей сложности на 6,3 миллиона рублей.
Так, один из банков поплатился за навязчивые телефонные переговоры, причем не с заемщиком, а с третьим лицом. Банкиры названивали жительнице города Кемерова, требуя вернуть им триста тысяч руб-лей, хотя никакого отношения к образовавшейся просроченной задолженности женщина не имела. Заем в банке оформ-лял другой человек. Но ни у него, ни у своей собеседницы клерки не испросили согласия на телефонные переговоры, хотя этого требует закон. Юрлицо признали виновным, назначив штраф в пятьдесят тысяч рублей.
Еще сто тысяч рублей заплатили коллекторы, которые одолевали телефонными звонками заемщицу, официально признанную банкротом. Пользуясь непроверенными сведениями, они настойчиво требовали погашения долга. В конце концов, женщина не выдержала и обратилась к приставам.
- За восемь месяцев 2022 года рассмотрено 433 жалобы граждан на аналогичные действия. В том числе 85 обращений в отношении юридических лиц, включенных в государственный реестр, 174 - в отношении микрофинансовых организаций и еще 110 - в отношении кредитных, - уточнили в пресс-службе ГУ ФССП России по Кемеровской области. - Среди самых распространенных нарушений: оказание психологического давления, совершение действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц, передача последним сведений о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании. А также "специалисты по возврату долгов" нередко нарушают частоту и время взаимодействия со своими жертвами.
Между тем
По данным Банка России, к началу 2022 года россияне подошли с рекордным уровнем долговой нагрузки - в среднем на погашение кредитов заемщик тратил до 10,6 процента ежемесячного дохода, и это исторический максимум. В марте и апреле текущего года количество выданных потребительских кредитов в стране уменьшилось, однако уже в мае, с понижением ставок, россияне вновь устремились в банки - некоторые финансовые учреждения заявили чуть ли не о двукратном росте потребительского кредитования. В то же время в Росстате говорят о рекордном росте долгов граждан за жилищно-коммунальные услуги - в первом квартале 2022 года они выросли до 804,5 миллиарда рублей, и это на 56,6 миллиарда рублей больше, чем в аналогичном периоде 2021-го.