Пользователей электросамокатов обязали уступать тротуары пешеходам. Достаточно ли этих нововведений

Пешеходы получили приоритет на тротуарах, им должны будут уступать дорогу пользователи электросамокатов, сегвеев, гироскутеров и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ), которые теперь официально приобрели такой статус, пояснили эксперты "РГ". Они предупреждают, что совместное движение пешеходов и СИМ по тротуарам по-прежнему опасно. По их мнению, правил, которые внесут в ПДД недостаточно: нужно полностью ограничить проезд на электротранспорте в пешеходных зонах.

Согласно изменениям к ПДД, которые утвердило правительство, теперь на электротранспорте можно будет развить скорость не более 25 км/ч. Для СИМ установят дорожные знаки, которые будут регулировать их движение.

В первую очередь требование об ограничении скорости электротранспорта и о максимальном весе в 35 кг для СИМ, которое едет по пешеходной зоне, повлияет только на частных владельцев СИМ. Большая часть электросамокатов кикшеринга (проката) и так соответствует этим критериям. Об этом "РГ" ранее рассказывали крупнейшие сервисы проката.

Движение электросамокатов и других СИМ будет регулироваться специальными дорожными знаками. Они будут разрешать, ограничивать или запрещать перемещение на таком транспорте в тех или иных зонах. Решение об установке знаков будут принимать местные власти в зависимости от места и наличия дорожной инфраструктуры.

Теперь для использования СИМ нужно знать ряд правил. Во-первых, пешеход имеет приоритет при передвижении по тротуару или другой пешеходной зоне. Пользователь электросамоката, сегвея, моноколеса должен это учитывать. Кроме того, чтобы пересечь дорогу на электротранспорте теперь обязательно нужно будет спешиться.

На электросамокатах любой массы разрешается ездить по правому краю проезжей части дорог. Но делать это можно людям старше 14 лет и там, где максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч, а также разрешено движение велосипедистов. Самокат или другое устройство, двигающееся по дороге, должны иметь тормозную систему и фары белого и красного цвета.

В основном новые правила поддерживают сервисы кикшеринга и доставки, но ряд экспертов выступают против и считают, что новых мер недостаточно. Есть две разных точки зрения по поводу электросамокатов, отмечает директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Одни говорят, что в общественных местах использовать СИМ можно. Это выгодно компаниям проката электросамокатов и службам доставки, они лоббируют свои интересы.

"Я придерживаюсь другого мнения, и считаю, что электросамокаты и другие СИМ можно использовать только на специально оборудованных территориях, в парках, но в пешеходных зонах и на проезжей части их использовать нельзя. Это опасно и для электросамоката, и для автомобиля. К сожалению, мнение о том, что СИМ должны кататься вместе с пешеходами по тротуару, победило. И теперь только печальные экспериментальные факты смогут переубедить людей, что это опасно", - сказал эксперт.

По данным МВД, за первую половину 2022 года в России зарегистрировали 370 ДТП с участием людей, передвигавшихся на СИМ. По сравнению с тем же периодом 2021 года эта цифра выросла почти втрое - на 174%.