Трамвайную инфраструктуру Липецка ждут кардинальные перемены

Правительство региона, мэрия и компания "Мовиста-регионы" заключили концессионное соглашение о модернизации наземного электротранспорта в областном центре. Обновить трамвайные пути, депо, сам подвижной состав намерены до 2025 года.
Новые вагоны и модернизированная инфраструктура - дело уже недалекого будущего.
Новые вагоны и модернизированная инфраструктура - дело уже недалекого будущего. / Администрация Липецкой области

Еще несколько лет назад было сложно представить, что городской электротранспорт в Липецке станет сферой для инвестиций. Здесь пришлось отказаться от троллейбусов, и это непопулярное решение вызвало и недовольство, и сожаление горожан, но в итоге было признано неизбежным: катастрофический износ этого сегмента электротранспорта сделал его эксплуатацию попросту опасной. Вопрос с трамваями уже тогда называли больным, как и всю инфраструктуру. Мэр Липецка Евгения Уваркина и сейчас считает показатель износа трамвайных путей колоссальным - 70 процентов. В совокупности с 30-летним возрастом самих вагонов состояние липецкого электротранспорта оставляет желать лучшего.

При этом вариант отказаться от трамвая - а такие предложения в Липецке одно время настойчиво звучали, как, впрочем, и в других городах - здесь сочли неприемлемым. Евгения Уваркина отметила, что тогда в городе останутся только автобусы.

- Мы провели анализ и просчитали, что будет, если город откажется от наземного электрического транспорта, - рассказала мэр Липецка. - Время пассажиров в пути увеличится на 17-20 процентов. Это очень существенный показатель.

Липецкий губернатор Игорь Артамонов уверен, что областной центр не случайно вошел в число городов - участников федерального пилотного проекта.

Трамвай остается самым популярным транспортом для сотрудников градообразующего предприятия - Новолипецкого металлургического комбината

- Трамваи не только экологически безопасный, но и удобный для пассажиров вид транспорта, - отметил он. - Поэтому мы планируем развивать это направление в регионе.

Особенность состоит еще и в том, что именно трамвай остается самым популярным транспортом для сотрудников градообразующего предприятия и одного из ведущих налогоплательщиков региона - Новолипецкого металлургического комбината. Сотни пассажиров ежедневно пользуются трамвайными линиями, и заменить вагоны, к примеру, автобусами большой вместимости попросту не выйдет. Поэтому еще несколько лет назад липецкие власти начали прорабатывать варианты не капитального ремонта путей или вагонов, а именно обновления электротранспорта. Три года назад назывался показатель в полтора миллиона рублей, которые вкладываются ежегодно в ремонт трамваев, однако и эти суммы лишь позволяют продлить их эксплуатацию на какое-то время, но молодость машинам не возвращают. Еще 150 миллионов рублей составляли дотацию муниципальному предприятию, чтобы за счет этих средств покрывать убытки. Инфраструктура для вагонов по подсчетам того же времени требовала 600 миллионов рублей только на замену рельсов - и то в том случае, если материалом послужат отработавшие свое на железной дороге. Впрочем, ни из городской, ни из областной казны таких средств выделить было невозможно. При этом и повышение стоимости проезда для липчан не стало бы для трамвая спасением: часть пассажиров попросту отказалась бы от рельсового транспорта, а те, кто по попятным причинам не имел бы альтернативы, несли бы колоссальные расходы на проезд, но без должного комфорта взамен.

Теперь же, когда Липецк стал одним из городов - участников пилотного федерального проекта комплексного развития городского электротранспорта, отрасль стала привлекательна для частного инвестора. С компанией "Мовиста-регионы" концессионное соглашение заключено на 20 лет. В документе прописано, что предполагается не только обновление более 40 километров существующих трамвайных путей, но и строительство свыше пяти километров новых. Помимо этого, инвестор реконструирует изношенное депо и обеспечит областной центр 46 новыми трамвайными вагонами.

Соглашение еще должны одобрить в Липецком областном Совете депутатов. И если это произойдет, то инвестор приступит к работам уже к концу нынешнего года. Когда условия соглашения только обсуждались, планировалось, что модернизация начнется прямо от депо. После в течение нескольких лет в городе обновят трамвайные пути, при этом на каждом модернизированном участке будут появляться и новые вагоны. Ранее сообщалось, что на первом этапе реконструируют почти девять километров трамвайной линии от Центрального рынка до пересечения улиц Меркулова и Катукова. После - от Катукова до площади Металлургов, а новую ветку построят на улице Стаханова. Затем реконструкция ожидает пути вдоль улиц Металлургов, Краснозаводской и 3 Сентября. После подписания концессионного соглашения Евгения Уваркина подтвердила планы начать ремонт депо.

- Его оснастят передовым оборудованием: автоматической портальной моечной системой, а также механизированной двухсторонней площадкой для ремонта и обслуживания подвижного состава, - отметила мэр.

Инвестиции в проект в целом составят 14,5 миллиарда рублей. Львиная доля будет направлена как раз на инфраструктуру для электротранспорта.

Представители компании-концессионера настроены решительно.

- Наступила эпоха ренессанса для трамвая, - отметил генеральный директор "Мовиста-регионы" Александр Советников. - Комплексная модернизация инфраструктуры и подвижного состава поможет региону повысить уровень транспортного обслуживания населения. А накопленный нами опыт в реализации проектов развития пассажирского транспорта позволит применить лучшие практики, чтобы обеспечить жителей города Липецка комфортным, современным и безопасным транспортом.

Кстати

Примечательно, что этот же инвестор намерен модернизировать трамвайное сообщение и в соседнем Курске. Сумма вложений там немногим меньше - 12,4 миллиарда рублей, впрочем, как и объем работы. Обновить в столице Соловьиного края потребуется 42 километра трамвайных путей, для которых нужно будет приобрести 20 новых вагонов. При этом реализовывать оба проекта в соседних регионах компания планирует практически одновременно, а ее представители напоминают о собственном успешном опыте: в позапрошлом году компания модернизировала транспортную систему Тверской области, а в нынешнем - запустила первую в России межмуниципальную трамвайную линию между Екатеринбургом и Верхней Пышмой.