Документ вступил в силу 11 октября этого года. "Установить, что при исполнении договоров финансовой аренды (лизинга) морских судов, судов внутреннего водного транспорта или судов смешанного (река-море) плавания (далее - суда) независимо от срока их действия в 2022 году может осуществляться досрочный выкуп судов, предусмотренный условиями договоров финансовой аренды (лизинга) судов", - говорится в документе.
Как поясняют эксперты, лизингополучатель может обратиться к лизингодателю за досрочным полным или частичным выкупом предмета договора без обязательств, выплатив неустойку или штраф за расторжение лизинга раньше указанного срока. Эта мера направлена на поддержку всех отраслей российской экономики, где активно используется лизинг, в том числе и морских перевозок, поясняет независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.
Досрочный выкуп судов позволит стабилизировать финансовое положение логистических компаний или частных перевозчиков грузов по воде. После повышения ключевой ставки Центробанком выросли размеры и лизинговых платежей. Перевозчики стали нести дополнительные издержки.
Но воспользоваться правом выкупа можно только до конца декабря этого года. Правительство считает этот срок достаточным для выстраивания альтернативных логистических цепочек и поиска других поставщиков.
В этом 2022 году сделки по приобретению судов в лизинг заключались только в январе и феврале до введения санкций, запрещающих иностранным производителям поставлять продукцию компаниям в России. При этом практически все пассажирские суда в РФ строились по лизинговым договорам, а льготный лизинг правительством в 2022 году не бюджетировался. Так что мера досрочного выкупа лизинговых судов станет действенным стимулом пополнения и обновления флота, считает Тузов.
В целом на сегодня фиксируется существенное сокращение количества сделок по приобретению морских и речных судов в лизинг. По итогам первого полугодия снижение составило около 94% к аналогичному периоду прошлого года. Из-за санкций приостановлена передача судов российской стороне, есть факты даже разрыва действующих контрактов, рассказывает Ринат Резванов, старший научный сотрудник НИФИ минфина. Например, летом этого года южнокорейская Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering отказалась от строительства второго СПГ-танкера ледового класса Arc7 для российского "Совкомфлота".
Правительство пытается насколько возможно минимизировать риски, говорит Резванов. С одной стороны, увеличивается доля закладки того же арктического СПГ-флота на отечественных судостроительных мощностях, прежде всего на дальневосточной "Звезде", где уже возводят 15 из запланированных 21 танкера класса Arc7. С другой стороны, законодательно теперь установлена возможность судовым лизингополучателям досрочно требовать передачу предмета лизинга. Установленный срок досрочного выкупа судов обусловлен принятыми весной этого года поправками в ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", распространяющими свое действие на изменения ставок лизинга как раз в период с 1 марта и до 31 декабря 2022 года.