Директор Государственного исторического музея: "Правдивая история интереснее выдумки"
Государственный исторический музей в этом году отметил свое 150-летие. Сейчас это одно из крупнейших музейных собраний страны, где хранится более 5 миллионов экспонатов - свидетелей истории России. Директор музея Алексей Левыкин рассказал, чем музей привлекает своих посетителей сегодня, как возникает диалог со зрителем и почему важны экскурсоводы.
- Что вы делаете, чтобы в музее было интересно обычному человеку?
- И в основной экспозиции, и в выставках мы стараемся отразить наиболее интересные моменты истории нашей страны. Свежий пример - выставка о путешествиях Петра I в Европу (закончилась 3 октября 2022 года - Ред.). Она включала и первое из них, после взятия города Азова, и второе, уже в статусе властелина огромной державы, которая через несколько лет будет им же объявлена империей. Тема вызвала огромный интерес у широкой публики.
Мы отлично понимаем, что в XXI веке необходимо использовать все новые музейные подходы: и мультимедийные технологии, и активную работу с онлайн-ресурсами, и дизайн. Причем дизайнер должен плотно взаимодействовать с кураторами проекта, чтобы акцентировать зоны, призванные притягивать внимание. Современный музей невозможен и без работы со светом. По моему личному мнению, половина успеха любой выставки - это свет. Если просто поставить уникальный экспонат, но не подчеркнуть его особенности, он останется незаметным и непонятным для посетителя.
Не менее важна информационная поддержка: почему этот экспонат важен, о чем он рассказывает? Мы работаем с такими памятниками, с которыми невозможно обойтись простыми традиционными способами этикетажа (подписей под экспонатами - Ред.). Только современные мультимедиа- и информационные технологии могут погрузить человека в историю, объяснить назначение того или иного предмета, кому он принадлежал, в каких событиях участовал. Использование всех способов, которые наработало музейное сообщество, - гарантия того, что к нам будут возвращаться.
- Получается, музей сейчас не только сохраняет и накапливает экспонаты, но и развивает возможности коммуникации со зрителем. А что может сделать посетитель, чтобы визит к вам ему запомнился?
- Чтобы посещение такого музея как наш - сложного по структуре и огромного по размеру - прошло не зря, надо подумать, что вы хотите узнать, какой раздел экспозиции увидеть. Потому что музей предоставляет много разных форм взаимодействия. Самая привычная из них - "обзорная экскурсия". Я советую людям идти в музей не просто самостоятельно, а с экскурсоводом. Конечно, есть и те, кому достаточно собственных знаний, чтобы пройти по экспозиции и понять, что есть что. Но даже если человек приходит совершенно неподготовленным, хороший экскурсовод может его заинтересовать, подтолкнуть к более глубокому изучению материала. Я сам начинал работать в музее экскурсоводом. Это очень тяжелый труд: две-три экскурсии в день, причем на эмоциях, чтобы постетилям понравилось. Но у каждого экскурсовода есть "спортивный интерес" - эмоционально зажечь тех людей, которые перед ним стоят. Самое главное - не свалиться в популизм, не рассказывать то, чего никогда не было, но про что интересно поговорить. Правдивая история всегда интереснее выдумки.
Кстати, во всем мире такая экскурсия - очень дорогой вид услуг. Поэтому в западных музеях не так много групп с экскурсоводом. Как правило, используются технические средства: аудиогиды, QR-коды с подробным описанием, мультимедийные туры на интернет-ресурсах. И мы все это тоже используем.
- Что, на ваш взгляд, делает пребывание в музее наиболее запоминающимся?
- В хорошем современном музее должно быть все. И удобная и читаемая экспозиция, где объекты подчеркнуты дизайнерскими решениями, и место, где можно отдохнуть или воспользоваться дополнительными информационными ресурсами.
Это все сложно, потому что требует больших средств. И еще потому, что сами музеи расположены в памятниках культуры: приходится искать компромиссы, что можно сделать в этих пространствах, а что нельзя.
Мы стремимся сделать так, чтобы все части музея были доступны людям с ограниченными возможностями. Создаем "тактильные" экспозиции, этикетаж на языке Брайля. Кстати, Исторический - один из первых в странее музеев, где стали использовать лифт для того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли подняться на все уровни экспозиции.
И мы продолжаем эту работу. Мы стремимся к тому, чтобы люди могли отдохнуть, посидеть в кафе, почитать наши книги, почувствовать заботу и внимание персонала музея. Поэтому, например, я заставляю персонал отвечать на любые жалобы, которые приходят, даже если эти жалобы несправедливы: человек должен знать, что его попытаются здесь понять.
- А на что у вас жалуются?
- На то же, что и в любом другом музее. Кто-то хочет пройти с сумкой или в пальто, а ему не дают. Иногда жалуются на качество работы экскурсовода, мы разбираемся внимательно. Любимые жалобы - на этикетаж. Представьте только: в нашей экспозиции находится 20 тысяч экспонатов. Если мы на каждый предмет сделаем этикетаж с информацией хотя бы на полстраницы обычного формата А4, то ничего, кроме этикеток, вы в музее не увидите. Значит, надо использовать мультимедийные средства, а они дороги. При этом, как ни странно, недолговечны. Проходит пять лет - и приходится менять всю систему: и "железо", и программное обеспечение.
Много времени требует создание контента. Вот, например, сейчас Исторический музей занимается формированием онлайн-каталога. В нем более полутора миллионов единиц хранения. Ни один музей в нашей стране - кроме Эрмитажа, наверное - такие объемы не выкладывает.
- Исторический музей проводит множество выставок в течение года. Как выбираются для них темы?
- Выставка должна быть прежде всего интересной. Во всем мире археологические выставки популярны не меньше, чем художественные - у нас этот разрыв сильнее. Возможно, это связано со сложностью материала и недостаточной информированностью. Я хорошо помню, как люди шли в Оружейную палату ради одного - чтобы увидеть шапку Мономаха. И часто разочаровывались, потому что среди всех корон и венцов, там хранившихся, она самая скромная. Но при этом - самая древняя. За ней - целая цепь событий.
Не менее важна для выставки оригинальность идеи. Совсем скоро мы откроем выставку "Сны Сибири" - она пройдет с 28 октября по 30 января 2023 года. Это рассказ о целой эпохе цивилизации на просторах той части страны, которую мы называем Сибирью. Именно здесь был один из тех "цивилизационных котлов", который оказал влияние на судьбы всего мира. Находки знаменитой Денисовской пещеры позволяют говорить об определенном типе гуманоида, который здесь сформировался и жил, который с территории Алтая распространился на другии территории, вплоть до Австралии. Скифы, гунны, татаро-монгольские орды, петроглифы и менгиры Хакасии, знаменитые томские писаницы - круг памятников этой выставки. Все это нанизывается на очень интересную сюжетную конструкцию - Транссибирскую магистраль. Огромная струна железной дороги соединила всю нашу страну от Приморья до западных границ. Останавливаясь на этом пути, мы делаем остановки во времени. В экспозиции будут активно использоваться тактильные экспонаты, которые позволят людям с ограниченными возможностями ознакомиться с ее содержанием. Инициатором этой выставки стал фонд «Таволга», который изучает историю, археологию и культуру различных территорий, а реализовать проект помогла РЖД.
Конечно, к нам приходят и иностранные туристы, но наши главные посетители - россияне. И я думаю, что после принятия решений о более углубленном преподавании истории в школе и вузах интерес к музею вырастет еще больше. Дело не в том, что людей обяжут сюда ходить. Просто для понимания того, что мы показываем и рассказываем, нужен определенный "начальный капитал". Нужно знать историю своей страны.