Концепция устойчивого развития стала стратегией и инструментом регулирования неистощительной для природы деятельности человека на всех уровнях. Речь шла о прекращении нерационального роста использования ресурсов окружающей среды, то есть о разумном ограничении потребления.
Поиск баланса к 1992 году завершился докладом ЮНЕСКО на Всемирной конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро. Главным достижением конференции ООН "Рио-92" был ее вывод о невозможности рекомендовать мировому сообществу как перспективу модель развития, реализуемую в большинстве промышленных стран, ибо ее распространение приведет к фатальной деградации биосферы. Фундаментальная идея устойчивого развития - право на благоприятную окружающую среду для каждого человека и использование природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений.
Были сформулированы основные принципы устойчивого развития: обеспечение экологической безопасности, промышленной безопасности, социальной ответственности бизнеса, экономической устойчивости деятельности, которые были приняты правительствами стран в национальных планах перехода к устойчивому развитию.
В 2015 году Генеральной ассамблеей ООН взамен Целей развития тысячелетия были предложены Цели в области устойчивого развития (ЦУР) - набор из 17 условно взаимосвязанных целей и 169 соответствующих задач. В 2020 году финансовыми центрами западных стран была реализована попытка введения механизмов управления глобальной экономикой под флагом устойчивого развития путем ESG-оценки результатов деятельности.
По сути это является упрощением содержания устойчивого развития, подменой содержания формальными финансово-отчетными пассами, ставящими реальную хозяйственную деятельность в зависимость от держателей виртуальных рейтингов и оценок. ESG-оценка начала активно применяться как инструмент регулирования рынка начиная с 2020 года в интересах держателей инструмента, подменяя реальные действия по переходу к устойчивому развитию формализацией отчетности. А с началом пандемии коронавируса ограничения привели к значительным изменениям в экономике и социальных взаимодействиях, к негативным последствиям для окружающей среды.
В России сохраняется тренд на фокусирование повестки устойчивого развития на развитие социальных программ и поддержку населения. Указами президента России утверждены национальные цели, в полной мере отражающие идеи устойчивого развития.
В условиях санкционного давления на Россию возникает вопрос актуальности следования вектору устойчивого развития в трактовке Запада. Мотивация компаний следовать западным стандартам (в частности ESG-стандартам) в условиях разрыва кооперационных цепочек становится неочевидна. Тем более когда появляются доказательства, что под прикрытием, например, борьбы с изменением климата преследуются сугубо экономические интересы развитых стран.
Однако если говорить об устойчивом развитии в широком смысле, то сам вопрос остается актуальным. Страна обладает жизненно важными для мира ресурсами - не только полезными ископаемыми, но и питьевой водой, плодородной землей, экосистемами, которые важно сохранить в первую очередь для самих себя. Понимая, что попытка колонизации экономики методами ESG-регулирования в силу ряда причин не удалась, необходимо отметить ключевые факторы устойчивого развития экономики, преодоления принудительных разрывов технологических и логистических цепочек в сложившихся условиях экономической и технологической блокады со стороны Запада:
- восстановление разорванных цепочек поставок экспортируемых и импортируемых товаров и услуг;
- получение технологий и техники, необходимых для нормального функционирования и развития экономики РФ;
- проведение сертификации продукции и работ признаваемыми на международном уровне собственными системами и средствами, независимыми от санкционного давления и иных рестрикций;
- развитие внутреннего рынка, создание условий для замещения импорта отечественной продукцией, освоение производств новых видов продукции;
- многоцелевое и неистощительное использование собственных ресурсов, в т.ч. максимально полный возврат отходов в цикл производства.
Важным ресурсом, способствующим сохранению тренда на устойчивое развитие, является внедрение в производство цифровых технологий, искусственного интеллекта, ускоряющих и оптимизирующих развитие.
Создание собственных систем сертификации, интегрированных с международными, национальными и отраслевыми системами, - эффективный ресурс нейтрализации избирательного дискриминационного давления одних членов международного сообщества на других. Актуальность такого подхода демонстрирует сложившаяся в последнее время ситуация в отраслях экономики, и ярким примером может служить лесная отрасль страны. В лесном комплексе до недавнего времени использовались исключительно западные системы сертификации устойчивого лесопользования и цепочек поставок (FSC, PEFC). С марта 2022 года с уходом из России всех западных систем сертификации российские компании остались лишенными возможности подтверждать легальность происхождения продукции и реализовывать ее на "экологически чувствительные" рынки, что идет вразрез с концепцией устойчивого развития.
Рынок отреагировал довольно быстро - в России стали создаваться частные добровольные системы лесной сертификации, и, по данным Росстандарта на начало сентября, было зарегистрировано уже 7 систем. Однако остается проблема признания этих систем для мировых рынков и их соответствие национальным интересам. Решением сложившейся ситуации на рынке лесных сертификатов является создание государственной национальной системы лесной сертификации и гармонизация стандартов с повесткой устойчивого развития, обеспечивающей соответствие международным требованиям к лесопользованию и цепочке поставок. Концептуальная проработка создания такой системы для лесной отрасли начата на площадке Аналитического центра при правительстве Российской Федерации.
Еще одним вызовом стал дефицит специалистов в области устойчивого развития. Вообще кадровый голод - это общая проблема для многих отраслей. Устойчивое развитие - это следование долгосрочным (стратегическим) интересам. Кадры - один из ключевых ресурсов, однако в отношении этого ресурса нет сформулированных стратегических ориентиров.
Отсутствие квалифицированных кадров и свободных финансовых средств ограничивают возможности долгосрочных инвестиций в расширение производства, развитие инфраструктуры и освоение новых перспективных направлений.
В сложившихся условиях экономической нестабильности одним из приоритетных направлений устойчивого развития России является многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование ресурсов, в том числе максимально полный возврат отходов в цикл производства. На эту цель должен работать национальный проект "Экология" и инициатива социально-экономического развития "Экономика замкнутого цикла". При этом правильно сформулированный перечень задач может обеспечить в том числе развитие новых технологий, необходимых для устойчивого функционирования экономики, а также создать новые рабочие места, новые компетенции.
Сейчас особенно важно не останавливаться в следовании принципам устойчивого развития в целях стабилизации социально-экономического баланса, наиболее эффективного использования и сохранения природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. А нам для уверенного и устойчивого развития достаточно собственных ресурсов, необходимо только их правильно применить.
Решение комплексной межотраслевой задачи устойчивого развития требует координации усилий специалистов многих направлений, поэтому площадкой для поиска и выработки приемлемых решений стал Аналитический центр при правительстве России, открытый для новых продуктивных идей.