К началу учебного года в 42 российских регионах были созданы 70 образовательно-производственных центров, в которых организовано обучение по программе "Профессионалитет". В их составе более 250 колледжей и 200 предприятий-партнеров. В этом году получать специальность по новой системе будут 150 тысяч студентов. К 2024-му количество образовательных кластеров должно вырасти до 210, а число обучающихся - до 600 тысяч человек.
"Программа "Профессионалитет" - это новый этап развития системы среднего профессионального образования в нашей стране. Мы делаем акцент именно на практическом обучении, на самых востребованных и перспективных направлениях, - отметил министр просвещения Сергей Кравцов. - При этом будем максимально помогать с трудоустройством ребят. Сами работодатели будут заинтересованы в квалифицированных специалистах и будут помогать колледжам выстроить оптимальные образовательные траектории для молодых людей".
Сектор реальной экономики крайне заинтересован в развитии данного проекта, рассказал "РГ" вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, заведующий базовой кафедрой ТПП РФ "Управление человеческими ресурсами" РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Фатеев.
"На сегодняшний день около половины работодателей, включая региональных, в том числе из сферы промышленного производства, испытывают существенный кадровый "голод", порожденный отсутствием в последние годы интереса со стороны молодых людей к техническим специальностям, что породило, в том числе, процесс оттока специалистов из регионов, - отметил вице-президент ТПП. - Федеральный проект "Профессионалитет", несомненно, будет способствовать восстановлению престижности технических специальностей, необходимых в сфере промышленного производства и заинтересованности в получении технического образования на современной технологической и производственной базе с последующим гарантированным высокооплачиваемым трудоустройством".
Во многих регионах России, действительно, не хватает квалифицированных специалистов. Люди уезжают, и это подтверждает статистика. В пяти из восьми федеральных округов РФ в прошлом году был зафиксирован отток населения. Самый большой у Сибири, которую покинули 40138 человек, далее следует Дальний Восток - минус 27236, Поволжье - 26236, Северный Кавказ - 12955 и Урал - 12625. Это только те, кто переехал в пределах страны.
Регионы стараются сохранить рабочие руки. Здесь могут помочь, например, особые экономические зоны (ОЭЗ). К середине 2021 года в РФ насчитывалось 38 ОЭЗ, а в 2021 году правительство РФ одобрило их создание в Оренбургской, Смоленской и Ивановской областях.. В ОЭЗ "Оренбуржье" уже есть планы по созданию нескольких сотен новых рабочих мест. Есть и другой подход, например, Самарская область, чтобы удержать выпускников школ предлагает им единовременные выплаты в 10 тысяч рублей, если те поступают в высшие и средние учебные заведения региона.
Понятно, что все это делается ради сохранения квалифицированных кадров, и проект "Профессионалитет" здесь может помочь региональным властям. Ведь качественное образование и гарантированная работа с высокой зарплатой - хороший повод остаться в родном городе. Так что участвующие в программе предприятия решают сразу две задачи - находят квалифицированные кадры и помогают социальному развитию российских регионов.
Трубная Металлургическая Компания (ТМК) - один из участников проекта "Профессионалитет". Она развивает его в пяти субъектах РФ, где находятся ее предприятия - это Волгоградская, Оренбургская, Свердловская, Ростовская и Челябинская области. Всю работу по проекту координирует Корпоративный университет TMK2U.
В Волгоградской области в развитии образовательного кластера для подготовки будущих специалистов участвует входящий в ТМК Волжский трубный завод (ВТЗ) совместно с партнером - Волжским политехническим техникумом. В Оренбургской области аналогичный тандем образуют Орский машиностроительный завод (ОМЗ) и Орский технический техникум имени А.И. Стеценко. А вот в Свердловской области в программе участвуют сразу два предприятия ТМК - Синарский трубный завод (СинТЗ) и Северский трубный завод (СТЗ). И два учебных заведения - Каменск-Уральский политехнический колледж и Полевской многопрофильный техникум им. В.И. Назарова.
Подготовка к старту программы началась еще в сентябре 2021 года. Первое знакомство с будущими учениками состоялось в апреле, когда на четырех заводах ТМК прошел Единый день открытых дверей. Предприятия пригласили к себе студентов и абитуриентов профильных техникумов, а также их родителей. В этот день заводы посетили более 500 человек.
Помимо экскурсий на заводы, кураторы проекта от предприятий и колледжей весной встретились с родителями абитуриентов в школах. В Полевском, где расположен СТЗ, на таких встречах обсуждали условия поступления и обучения, перспективы трудоустройства выпускников и дальнейшие карьерные возможности на предприятии. При этом профориентационные мероприятия в рамках "Профессионалитета" органично вписались в существующие формы сотрудничества - например, ВТЗ уже семь лет курирует профильную специальность в Волжском политехническом колледже, и встречи с выпускниками школ с участием сотрудников завода проходят регулярно.
Летом сотрудники предприятий вошли в составы приемных комиссий техникумов-партнеров и участвовали в приеме абитуриентов на специальности федерального проекта: "Металлургия черных металлов", "Обработка металлов давлением", "Сварочное производство" и др.
В итоге студентами новой образовательной программы при поддержке ТМК стали 368 абитуриентов. В Волжский политехнический техникум было зачислено 140 человек, в Каменск-Уральский политехнический колледж - 53, в Орский технический техникум - 75 студентов и в Полевской многопрофильный техникум - 100. Все они обучаются на бюджетной основе.
Новую форму партнерства считают эффективной и предприятия, и учебные заведения. "Участие Орского технического техникума имени А.И. Стеценко в реализации федерального проекта "Профессионалитет" подразумевает новую формулу обучения, более практикоориентированную, направленную на то, чтобы по окончании курса молодым людям не приходилось переобучаться на предприятии, - отметил директор техникума Владимир Горшенин. - ОМЗ будет курировать эту программу, вносить изменения, определять требования по тем или иным компетенциям. Одно из главных преимуществ проекта состоит в гарантированном трудоустройстве подготовленных специалистов. Это идеальная схема, когда человеку сказали: ты нам нужен, мы тебя научим и работой обеспечим".
В 2023 году при поддержке ТМК образовательно-производственные кластеры "Металлургия" будут созданы также в Челябинской и Ростовской областях. Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) участвует в этом проекте совместно с Челябинским государственным промышленно-гуманитарным техникумом им. А.В. Яковлева. В Ростовской области Таганрогский металлургический завод (ТАГМЕТ) будет развивать образовательный центр на базе Таганрогского техникума машиностроения и металлургии "Тагмет".
Еще один плюс проекта "Профессионалитет" - возможность обеспечить учебный процесс необходимыми материалами и оборудованием. Все образовательные кластеры создаются за счет средств федерального и регионального бюджетов, а также компаний-участников. ТМК направит на реализацию программы в общей сложности 80 миллионов рублей.
Инвестиции направлены на формирование нового поколения специалистов, которые будут сопровождать внедрение новых технологий и трансформацию производства. Сейчас компании требуется примерно 300 новых работников в год, а уже в 2022-м число студентов, обучающихся при поддержке ТМК, превысило эту цифру.
"Сегодня крупный бизнес зачастую располагает собственными образовательными компетенциями и отлично понимает, какие специалисты ему нужны и как их готовить. Наш Корпоративный университет в течение пяти лет повышает квалификацию сотрудников и взаимодействует с партнерскими учебными учреждениями, чтобы приблизить программы обучения к реальным потребностям промышленности. При этом мы понимаем, что интересы ТМК не ограничиваются бизнес-процессами. Мы работаем и развиваемся в тесной связке с регионами присутствия и заинтересованы в создании благоприятных условий в городах, где живут наши семьи. И проект "Профессионалитет" - одно из направлений для решения этой задачи. Благодаря целевому обучению высококлассных специалистов мы помогаем удержать талантливую молодежь в наших городах и, решая свои задачи, содействуем повышению качества жизни вокруг предприятий", - сказала заместитель генерального директора ТМК по управлению персоналом, директор Корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина.
Помимо проекта "Профессионалитет", ТМК уже много лет ведет собственную работу по профориентации, начиная с начальных классов и заканчивая выпускниками вузов. С 2013 года успешно реализуется проект "Точка опоры". Его задача - повысить престиж рабочих специальностей у подростков, помочь школьникам выбрать профессию, а школам - оснастить свои классы современным оборудованием. Сегодня этот проект действует уже в одиннадцати российских городах.
ТМК также участвует в проекте "Профстажировка 2.0", где студенты, решив актуальные для компании задачи, могут получить приглашение на практику или трудоустройство. Актуальные задачи решаются и на национальном чемпионате по технологической стратегии "Профессионалы будущего". В этом году компания стала генеральным партнером полуфинала этого студенческого чемпионата по направлению Металлургия и технологии материалов "Metal Cup". В ходе соревнований студентам предложили решить вполне реальную задачу - представить проект по сокращению расхода металла при производстве бесшовных труб на СТЗ.
Также ТМК регулярно поддерживает "Образовательные форумы", которые проходят в Сочи в рамках олимпиады "Я - профессионал". Мероприятия, организованные Уральским федеральным университетом и Корпоративным университетом ТМК2U, собрали более 200 студентов из более чем 90 ведущих российских вузов. На форуме впервые прошел карьерный марафон, организованный в формате квеста. Каждая из команд путешествовала по своему маршруту, остановками на котором были презентационные зоны заводов. Там студенты знакомились с HR-предложениями предприятий компании.
Для своих работников ТМК организует корпоративный чемпионат профессионального мастерства "Игры мастеров". В заводские команды, помимо специалистов предприятий, могут войти студенты вузов и колледжей. Поддерживая такие соревнования, компания дает понять, насколько для нее важны компетенции и профессионализм сотрудников.
"Наша задача в профориентационной работе - сформировать у молодого поколения объективный образ современного производства и рабочих специальностей. Приглашая школьников и студентов на предприятия, мы показываем им высокотехнологичное оборудование, цифровое производство, говорим о перспективах развития. В юном возрасте это особенно впечатляет и запоминается. Благодаря такому опыту будущие специалисты могут сделать осознанный выбор", - говорит Елена Позолотина.
При этом, по ее словам, цели ТМК здесь шире, чем подготовка нового поколения сотрудников. "Мы приобщаем студентов партнерских учебных заведений к выступлению на конкурсах профмастерства, к участию в корпоративных научно-практических конференциях, где они представляют свои новаторские проекты и побеждают. Помогаем им подготовиться к участию в отраслевых профессиональных соревнованиях - например, в международном онлайн-конкурсе сталеплавильщиков SteelChallenge. Так мы еще больше сближаем образование и промышленность, содействуем повышению мотивации будущих специалистов и их вовлеченности в решение стоящих перед индустрией задач", - отметила Елена Позолотина.