Как отмечают эксперты, региональная инфраструктура оказалась неготовой к обновленному парку общественного транспорта. Сегодня во многих городах СЗФО уровень транспортного планирования довольно низкий, отсутствуют единые подходы к формированию маршрутной сети. В результате автобусы, троллейбусы и трамваи работают на износ, нагрузка на улично-дорожную сеть растет в геометрической прогрессии. Для примера: средний возраст автобусов в городах Северо-Запада составляет 16 лет. Новая техника должна была начать работу в первую очередь на магистральных маршрутах, но таких по всему СЗФО лишь 61, из которых 49 приходятся на Санкт-Петербург. Остальные протянулись по центральным районам Мурманска, Калининграда, Великого Новгорода и Архангельска. В итоге полученными автобусами, троллейбусами и трамваями городские власти постарались заткнуть дыры в уже существующих маршрутах, что не позволило кардинально повлиять на ситуацию с общественным транспортом.
Необходимость комплексного решения проблемы можно проследить на примере Калининграда. По оценке регионального правительства, к 2025 году самый западный регион страны уже может лишиться значительной части электротранспорта.
- Сегодня износ городских троллейбусов составляет около 60 процентов, трамваев - порядка 80 процентов. В срочном ремонте нуждается инфраструктура - контактные сети, трансформаторные подстанции и трамвайные пути, - пояснил вице-премьер областного правительства Александр Рольбинов. - Ежегодно электрический транспорт в Калининграде теряет примерно восемь процентов пассажиров. К сожалению, без поддержки федерального центра самостоятельно решить эту проблему мы не сможем.
В прошлом году региональные власти закупили 16 трамваев "Корсар". Тогда специалистам в Санкт-Петербурге пришлось разработать новый тип тележки специально для калининградской узкоколейки. Это привело к дополнительным расходам, каждый состав обошелся в 169 миллионов рублей. Шесть трамваев поставили на рельсы пятого городского машрута, оставшиеся десять будут кататься по будущей "тройке", для которой сейчас прокладывают пути.
- Новых вагонов не хватит на два маршрута. Два трамвая обычно проходят регламентные работы, еще один стоит в резерве, - подчеркнул глава "Калининград-ГорТранса" Владимир Фомин. - Поэтому вагоны сейчас ходят с коэффициентом 0,5 - один старый и один новый. "Корсары" хоть и новые, но это первые трамваи, сделанные под узкую колею. Пришлось дорабатывать их под нужды региона совместно с заводом-изготовителем.
Простаивает в калининградском депо и польский трамвай Pesa. Из-за сложной эксклавной логистики и западных санкций доставить нужную запчасть из Европы оказалось невозможно. Спас параллельный импорт, однако сроки поставки при этом растянулись на месяцы.
Не получается серьезно обновить и калининградский автобусный парк. В гаражах до сих пор простаивают двадцать ЛиАЗов, которые региону подарила Москва еще в январе 2021 года. До момента передачи автобусы десять лет эксплуатировали в столице. Теперь они банально не могут пройти техосмотр, поскольку отсутствует необходимое оборудование - навигаторы, тахографы и валидаторы. Чтобы выпустить транспорт на линию, на каждый ЛиАЗ необходимо потратить порядка двух миллионов рублей. Муниципальный перевозчик признался, что это экономически нецелесообразно. Пока с нагрузкой на маршрутную сеть справляются более комфортабельные и возрастные МАЗы.
В Республике Коми ситуация с общественным транспортом противоположная. Для Сыктывкара закупили 60 новых НефАЗов, однако выпустить их на линии не смогли. В городской администрации отметили, что для этого необходимо организовывать дополнительные маршруты с интенсивной частотой движения. Кроме того, увеличение количества НефАЗов может негативно повлиять на тарифы. Сейчас власти Сыктывкара изучают пассажиропоток, чтобы в будущем оптимизировать городскую маршрутную сеть. Не исключено, что перевозчики перейдут на повременную оплату поездок с неограниченным числом пересадок. Пока работу общественного транспорта поддерживают за счет ежегодной субсидии в размере 70 миллионов рублей.
В Мурманске дела с обновлением автопарка и магистральными маршрутами обстоят лучше. В этом году в областной центр завезли семь троллейбусов и 43 автобуса. Если раньше средний возраст общественного транспорта превышал девять лет, то сейчас он "помолодел" на два года. По количеству магистральных маршрутов среди всех регионов СЗФО Мурманская область расположилась на втором месте сразу после Санкт-Петербурга. Всего в областном центре автобусы и троллейбусы курсируют по 32 маршрутам.
Сложности с региональным общественным транспортом и магистральной маршрутной сеткой повлияли на отдельные положения федеральной транспортной стратегии и нацпроекта "Безопасные и качественные дороги". Документы теперь предусматривают "опережающее" развитие магистрального каркаса на местах. Особое внимание уделят инфраструктуре: за счет дополнительных средств города СЗФО смогут реконструировать существующие трамвайные линии или проложить новые, если пассажиропоток превышает две тысячи человек в часы пик. Федеральные власти также предложили создать скоростные маршруты автобусов и электробусов на выделенных полосах в районах с низкой плотностью застройки.
Проект рассчитан до 2030 года. За это время планируют обновить парки общественного транспорта в регионах на 30 процентов, протяженность линий городского наземного электрического транспорта увеличат на 15 процентов.
Согласно распоряжению Минтранса РФ от 31 января 2017 года, под магистральным понимается маршрут регулярных перевозок по регулируемым тарифам, которые осуществляются ежедневно. Перевозчики начинают работу не позднее шести часов утра и заканчивают не раньше 23 часов. При этом интервал, обеспечивающий передвижение между двумя любыми остановочными пунктами на магистральном маршруте, не должен превышать десяти минут. Пересадок при этом может быть не более двух.
435 магистральных маршрутов работают сегодня в крупных городах страны.