Настя, много ли было волнений из-за борьбы на чемпионате "Моторинг" с твоей главной конкуренткой - опытнейшей взрослой мотогонщицей из Москвы Марией Медведевой?
Анастасия Белякова: Я готовилась к этой борьбе. Но на самой трассе особой борьбы не получилось - то Мария впереди, то я. Из самых запоминающихся моментов - дождевая гонка на предпоследнем этапе. Сначала очень осторожно ехала, потом разогналась, упала, но быстро вернулась в строй и добралась до третьей позиции. Тогда одной из причин поражения было не очень хорошо убранное масло с мокрой трассы. Там многие падали. И мотоцикл был не в идеальном состоянии из-за отсутствия в России некоторых деталей для него.
По результатам других этапов запомнились еще необоснованные обвинения в том, что папа придерживал Марию, чтобы я вырвалась вперед. Некоторые говорили, что Беляковы якобы работали в команде.
Владимир, с чемпионата "Супермото" команда "Хром рэйсинг", главным тренером которой вы являетесь, привезла три золота. Чем запомнился "Супермото" и в чем главное отличие этого чемпионата от "Моторинга"? Как выступили ваши подопечные, были ли сложности у семилетнего Даниила Карзаева?
Владимир Карзаев: Даня побил свой рекорд на треке и по итогам всех этапов стал абсолютным победителем в классе "мини-мото". Онисим Корзинкин и Владислав Степаненков, пилоты класса YCF50 (питбайк), впервые ехали в дождь и по незнакомому треку. Ребята справились, по итогу гонки и чемпионата Онисим занял первое место, Влад - второе. Матвей Мартьянов пропустил последние два этапа, ему досталась бронза. Что же касается отличий от "Моторинга", то "Супермото" более доступен по всем параметрам, но менее статусен. И, конечно, другая техника прохождения из-за смешанных покрытий. Там более жесткая борьба, узкая трасса и легко перекрыть траекторию сзади идущему.
Евгений, у вас с дочерью были большие планы на испанский чемпионат. Не сложилось по известным причинам?
Евгений Беляков: Именно так. В январе мы съездили в Испанию на тренировки, купили мотоцикл, нашли команду, которая готова была с нами провести весь сезон. Но весной в международной мотофедерации нам сказали: если хотим выступать в Испании, то надо отречься от Родины - подписать документ с фразой "Мы не поддерживаем действия российских властей". Или что-то в этом роде. Мы, разумеется, отказались.
Настя, ты сильно расстроилась?
Анастасия Белякова: Конечно. Но эмоции дают энергию, мотивируют. Очень огорчилась, но это огорчение вылилось в спортивный азарт на российском чемпионате.
А Даниил эмоционален во время соревнований?
Владимир Карзаев: Если в обычной жизни он шустрый, то перед гонкой становится очень собранным. Потом может распалиться, но я контролирую этот процесс. Очень важно не только в спорте, но и в жизни так настраивать эмоциональный фон ребенка, чтобы был баланс между безразличием и возбуждением.
Евгений, вы и папа, и коллега Насти, и меценат, и механик. Сложно ли все это совмещать?
Евгений Беляков: Когда Настя занималась фигурным катанием, наверное, было попроще. Но и сейчас не жалуюсь. Я ведь с детства болею мотоциклами. Как дочь пошла в "Академию", то и сам втянулся. Что же касается меценатства, то в спорте без финансовых вливаний невозможно добиться высоких результатов. Вкладываю пока исключительно свои деньги. И экономить, конечно, приходится: докатываю за дочкой покрышки - они стоят очень дорого и сгорают за гонку. А вообще всегда буду рядом с ней, защищать ее во всех смыслах - иначе не могу.
Хотел бы дать совет родителям, чьи дети занимаются спортом: не бойтесь с ребенком выезжать на соревнования. Они рождают интерес, азарт, мотивацию. К слову, и мотоспорт стал доступнее: по тратам на него он сейчас сопоставим с любыми другими видами спорта.
Если говорить о господдержке, то насколько, на взгляд гонщика и директора мотошколы "Академия", она была бы полезна для развития ШКМГ?
Владимир Карзаев: Хотелось бы, чтобы государство построило картодромы для детей. У нас пока, кроме частного автомотодрома "Нижегородское кольцо", ничего нет. А медали мы, шоссейники, привозим с каждого соревнования - точка роста в регионе налицо, мы составляем серьезнейшую конкуренцию москвичам - лидерам в российском мотоспорте. Этот вид спорта может стать очень популярным при соответствующей инфраструктуре, он должен быть доступным. В СССР, например, ДОСААФ очень сильно способствовало развитию технических видов спорта. Таких мотошкол, как наша, должно быть десяток. Без поддержки государства этого не добиться. А чем больше конкуренции - тем шире возможности для отбора лучших пилотов.
В ответ на запросы "РГ" о поддержке технических видов спорта в регионе в министерстве спорта Нижегородской области ответили, что на территории региона государственную аккредитацию имеют общественные спортивные федерации по девяти техническим видам спорта: авиамодельному, судомодельному, автомобильному, парашютному, подводному, стрелковому (практическая стрельба и пулевая), радиоспорту и мотоциклетному. Ежегодно из областного бюджета выделяются средства на проведение официальных соревнований, на командирование команд на официальные соревнования.
В качестве одной из основных площадок для развития авто- и мотоспорта в правительстве региона назвали комплекс "Нижегородское кольцо", на котором регулярно проводятся российские чемпионаты по ШКМГ. Эта арена имеет огромный маркетинговый и имиджевый потенциал для региона, однако мотоспорт в области официально развивается только по дисциплине "мотокросс". По ШКМГ официальных мероприятий не проводится, сборная не формируется. А в соответствии с Законом Нижегородской области от 11 июня 2009 г. N 76-З "О физической культуре и спорте в Нижегородской области" финансирование осуществляется только членам сборных команд региона.
При этом шоссейно-кольцевые мотогонки - очень медалеемкий вид спорта для Нижегородской области: Владимир и Данил Карзаевы, Анастасия Белякова, Онисим Корзинкин стали чемпионами престижных мотосоревнований. И еще трое пилотов нижегородской команды привезли призовые кубки. Награды завоевываются регулярно.