Андрей Максимов: Феликс Коробов хочет дать в нашу жизнь света и радости. Если угодно - отвлечь и развлечь

А вот вы, дорогие читатели "Российской газеты", знаете, что такое концерт? Ну вот когда собираются разные исполнители и - давай музицировать по очереди! Это что это? Это - жанр искусства.

Понимаете, да? Концерт - это жанр искусства, такой же, как драматический спектакль, или оперный, или балетный. Концерт может быть сделан с блеском, продуманно, а может быть - как каша из топора: накидали разных ингредиентов - кушайте!

Но если концерт - это жанр искусства, значит, его можно оценивать, не так ли? Рассказывать о нем. Чтобы, с одной стороны, осталась память, а с другой - чтобы уроки извлекались для будущих концертов.

И вот вопрос. Еще один. На засыпку. Когда, по-прежнему дорогие читатели "Российской газеты", вы видели разбор концерта? Рецензию на концерт? А? Нет такого жанра! Я шел через фойе Московской консерватории, рассматривал афиши и думал: про все эти мероприятия узнают только те, кто на них придет. Вряд ли мы прочитаем рецензии или обзоры... К концертам весьма пренебрежительное отношение: отыграли - и ладно.

А шел я по Консерватории не просто так, но направленно двигался на концерт аж в трех юбилеях. 50 лет народному артисту России главному дирижеру Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликсу Коробову. 60 лет Камерному оркестру Московской консерватории. И 15 лет, как Коробов этим оркестром руководит.

Феликс Павлович Коробов - дирижер удивительный. Пока другие делают себе пиар, он делает нам музыку. Например, устраивает цикл вечеров в своем театре и играет всего Моцарта. Подряд. С лучшими балетмейстерами и оперными режиссерами мира выпускает спектакли в своем театре. И на Камерный оркестр Московской консерватории времени хватает. И, что немаловажно, сил и таланта тоже. За пятнадцать лет работы удалось добиться, чтобы продавался отдельный абонемент на выступление оркестра. То есть молодые музыканты заставили говорить о себе,как о серьезном коллективе.

Музыкальный юбилей отличается от прочих тем, что на юбилеях подарки дарят юбиляру, а на музыкальных - юбиляр дарит зрителю свое искусство.

Когда, дорогие читатели, вы видели разбор концерта? Рецензию на концерт? А? Нет такого жанра!

Что такое хороший концерт классической музыки? Безупречный вкус в выборе репертуара плюс безусловный талант участников. В общем, не так уж много. Встречается редко.

Что касается репертуара, весь вечер на арене царил Моцарт. Что касается участников... Феликс пригласил на концерт одного из своих консерваторских учителей, народного артиста Александра Бондурянского. Его исполнение - это всегда знак качества.

А какой поразительный Камерный хор Московской консерватории под руководством Александра Соловьева! Хор, который может спеть и Моцарта, и песню про волшебную страну, где ходит Маленький принц невероятно мощно, красиво и по-настоящему.

Концерт - это своего рода музыкальная выставка. Перед тобой проходят музыканты, ты можешь их оценить и запомнить. Слава оперных певцов при советской власти возникала не столько от их партий в театре, сколько от сборных концертов, где были и эстрада, и классика. Теперь таких концертов нет.

Слава Богу, мы увидели, какой невероятно артистичный баритон Василий Ладюк, которому подвластна, кажется, не только любая партия, но и любая роль. Какой поразительный музыкант Юлия Биховец - то, что у нее модельная красота - это спасибо папе с мамой, но вот то, что она так умеет проникать в музыку - это уже заслуга ее, мастера.

Меня поразила виолончелистка Наталья Кислицына. Не часто услышишь, чтобы виолончель звучала столь нежно, проникновенно, я бы даже сказал, ласково. Как она это делает? Не объяснить. Как не объяснить и искусство Анастасии Белуковой.

Совершенно непостижимо работает Наталья Петрожицкая. Петрожицкая - выдающаяся певица и не менее выдающаяся актриса. Это соединение в ней невероятно. Она действительно поет душой, мгновенно превращаясь в тот персонаж, чью арию исполняет. Даже на сцене Консерватории, в прекрасном концертном костюме, играет роль: тут же превращается, скажем, в Графиню из "Свадьбы Фигаро". Я слушаю ее, но вижу спектакль, вижу ее персонаж. Это поразительно! Петрожицкая невероятно музыкальна, такое впечатление, что она не исполняет арию, а словно бы сама превращается в музыку.

Еще блистали молодые Михаил Усов и Софья Яковенко. Хочу вам сказать, что Моцарт - это вообще чудо (кто вдруг не в курсе), а когда две скрипки с оркестром... Хочется, чтобы это продолжалось вечно.

А еще Андрей Ершов играл на почтовом рожке. Это просто что-то непостижимое: как такой рожок может рождать музыку.

А еще на сцене вышло не то девять, не то десять (все время сбивался со счета) виолончелей, и то, что они исполняли, было невероятно красиво.

Феликс Коробов хочет дать в нашу жизнь света и радости. Если угодно - отвлечь и развлечь

Концерт в трех юбилеях подарил зрителям праздник. Это всегда важно - сейчас особенно. Феликс Коробов со своими товарищами хочет дать в нашу жизнь света и радости. Если угодно - отвлечь и развлечь. И не чем-нибудь, а великой музыкой. И не с кем-нибудь, а с выдающимися музыкантами.

Этот концерт запомнится, как не забывается все яркое и талантливое. Поэтому и захотелось о нем рассказать.

Концерт, повторю, жанр искусства, который требует оценки. Музыка, как известно, наиболее абстрактный вид искусства. Не потому ли именно она всегда помогает пережить очень конкретные времена. Спасибо создателям за то, что нашли в себе силы и оптимизм. Низкий поклон.