Школьников начали обучать вождению электросамокатов

Эти уроки точно не будут скучными - московских школьников начали обучать вождению электросамокатов. Пока к проекту присоединились три школы северо-востока города, но в перспективе посвятить в нюансы управления новым видом транспорта намерены и остальных учеников с 14 лет.
В непогоду занятия проходят в школьных спортзалах, а в хорошую погоду - на улице.
В непогоду занятия проходят в школьных спортзалах, а в хорошую погоду - на улице. / Сергей Михеев/РГ

Электросамокаты, привлекающие к себе все больше поклонников, давно перестали быть модными игрушками и стали не только удобным, но и опасным транспортом. Некоторые, едва купив его, хаотично гоняют по улицам и тротуарам, мешая пешеходам и автомобилистам. Отсюда рост ДТП. По словам замглавы ЦОДД Магомеда Колгаева, с начала года в городе уже произошло 170 подобных аварий. Большинство из них, отмечают в департаменте транспорта, происходят, как правило, с личными электросамокатами. Потому уроки, говорят авторы проекта, очень своевременны. Беглый опрос в школе "Свиблово", где прошло первое занятие, показал: только трое из двадцати ни разу не катались на электросамокате.

- Скажите честно, нарушаете? - спрашиваю ребят.

- Да мы и правил-то не знаем, - признаются они.

Собственно, эти самые правила теперь и объясняют на уроках. Как рассказала "РГ" инструктор Надежда Московская, одно занятие в среднем длится 45 минут. Первая часть - теоретическая, где рассказывают о ПДД и правильном передвижении по городу. А вторая - практическая, и она проводится на улице. Погода "свибловцев" подвела, поэтому вождение перенесли в спортзал, куда на смену мячам в духе времени пришли электросамокаты. Учеников, желающих прокатиться, делят на группы. Но сначала инструктаж: показывают, как надевать и застегивать шлем, как безопасно тормозить, а главное - аккуратно ездить, соблюдая скоростной режим. Инструкторы говорят, многим кажется, что самокат не требует особых умений: встал и поехал. Научиться ездить на нем и вправду довольно просто, но правильно им управлять - сложнее. По словам Надежды Московской, дети в основном справляются быстро, но бывают и те, кого первое время приходится в буквальном смысле держать за руку. Восьмиклассник Илья Ореханов самокатом до этого урока уже управлял, хотя больше предпочитает велосипед. Говорит, катался по своему району всего раза два, но главное правило для себя усвоил - не лихачить.

К проекту присоединились пока три школы

Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников напомнил, что первые жалобы от москвичей на лихачей-самокатчиков стали поступать четыре года назад. Все это время, добавил он, депутаты вместе с экспертами готовили предложения, которые бы внесли изменения в ПДД. Недавно электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи и моноколеса официально признали средствами индивидуальной мобильности. Поправки вступят в силу 1 марта 2023 года. Ездить горожане на новых видах транспорта смогут не быстрее 25 км/ч по велодорожкам и велополосам, а при их отсутствии - по тротуарам и обочинам. При этом в пешеходных зонах приоритет будет у пешеходов.

Кстати

За пять лет количество арендных электросамокатов в Москве выросло в 13 раз - с 3 тысяч до 40 тысяч. Сервисами кикшеринга уже пользуются два миллиона человек. Самые активные берут самокаты чаще одного раза в неделю. По данным дептранса, в 70% случаев их используют в качестве транспорта. Чаще на них ездят до офиса или вуза, реже - в магазины, торговые центры и парки. Большинство поездок совершается на небольшие расстояния. В городе сейчас действуют около 200 "медленных зон", где разрешено передвигаться со скоростью 5-15 км/ч.