Гражданин получил СМС от мобильного оператора - ему сообщили о замене сим-карты по его заявлению. Но он никогда не просил о замене, о чем сообщил сотовому оператору на "горячую линию". Сотрудники оператора отказались принимать устное заявление. Тогда он побежал в ближайший офис компании.
В течение следующих четырех дней мошенники смогли получить доступ к его счетам. А спустя почти два месяца сотовый оператор признал ошибку и вернул номер абоненту. Его внутренняя проверка показала, что замена симки произошла по заявлению человека, который выдал себя за представителя обманутого клиента. Гражданин в суде потребовал взыскать с оператора убытки, неполученные проценты по вкладам, а также компенсацию морального вреда. Но райсуд ему отказал, заявив, что оператор не мог влиять на банковские операции. И абонент "не представил достаточных доказательств, что его убытки возникли по вине сотового оператора". С этими выводами согласились и вышестоящие инстанции. Тогда наш герой пошел в Верховный суд.
ВС сказал, что посредством выдачи сим-карты оператор предоставляет абоненту доступ к услугам связи с определенного номера. По Правилам телефонной связи этот номер относится к "существенным условиям договора". При выдаче дубликата сим-карты постороннему он получает возможность передавать сообщения от имени абонента и получать их за него, что нарушает тайну телефонных контактов. Из этого следует, что правомерность выдачи сим-карты третьему лицу - юридически значимое обстоятельство, которое должны были проверить нижестоящие суды.
ВС отметил, что в материалах дела нет копии доверенности и каких-либо доказательств ее предоставления сотруднику оператора. Потому вывод судов, что оператор надлежащим образом исполнил свои обязанности по договору оказания услуг связи, нельзя признать обоснованным. ВС также сослался на положения статьи 401 ГК - именно ответчик должен был доказать отсутствие своей вины. ВС отменил все акты и отправил дело на новое рассмотрение в райсуд.