Авиапассажирам ограничили вывоз с Камчатки красной икры

С сегодняшнего дня вступил в силу федеральный закон, в порядке эксперимента ограничивающий вывоз с Камчатки красной икры непромышленного изготовления в багаже или ручной клади авиапассажиров. Он будет действовать до 1 августа 2025 года. Новые правила разрешают одному человеку взять с собой на борт самолета десять килограммов деликатеса без документов. Заводской продукции с соответствующей упаковкой и маркировкой ограничения не касаются - везите, сколько хотите.
Как купить "правильную" икру? Просите у продавцов сертификат качества, товарный и кассовый чеки. Фото: РИА Новости

Без преувеличения: этого дня на Камчатке ждали давно. По словам председателя Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимира Галицына, трафик нелегальной икры через аэропорты превратился из тоненького ручейка в полноводную реку. В некоторые годы объем вывоза доходил до двух тысяч тонн. В среднем же специалисты говорят о 500-800 тоннах икры в год. Чтобы их получить, нужно 15-20 тысяч тонн лосося. Браконьерского, заметьте. Убыток, который при этом получает государство, превышает десять миллиардов рублей. Поротую рыбу просто выбрасывают, а икру отправляют на "материк". В большом количестве. Вплоть до того, что в камчатском аэропорту к вылетающим пассажирам подходят граждане, предлагающие взять дополнительный багаж - упакованные в черную пленку контейнеры с икрой. За вознаграждение, конечно. "Когда люди такое видят, у них появляется непонимание, почему государство не может навести порядок", - говорит региональный министр рыбного хозяйства Андрей Здетоветский.

Между тем на уровне самого края ввести ограничивающие правила было невозможно. "Эксперимент потребовал федерального регулирования, потому что касается взаимодействия между различными федеральными органами власти и службами: Россельхознадзором, транспортной безопасностью и правоохранительными органами", - пояснял еще летом "РГ" губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

Правительство Камчатского края закупило для аэропорта все необходимое для работы по новым правилам - от мебели до весов. "Будут также задействованы информационные системы Россельхознадзора, позволяющие отследить в системе "Меркурий" передвижение икры до конкретного производителя, судна и партии вылова", - сообщил заместитель руководителя Россельхознадзора Константин Савенков.

Как теперь проходит путь пассажира в камчатском аэропорту? На входе в здание сумки "просвечивают". Икра выявляется и взвешивается. В зависимости от результата проверки сотрудники Россельхознадзора наклеивают на багаж стикер одного из трех цветов. "Зеленый означает, что в багаже нет икры, - пояснил Андрей Здетоветский. - Желтый - что вес деликатеса не превышает десяти килограммов, а красный - что он больше разрешенного".

Снять стикер нельзя, такой багаж на регистрационной стойке не примут. Переклеить стикеры или перепаковать груз не получится, за этим в аэропорту следят не только специалисты министерства рыбного хозяйства и Россельхознадзора, но и волонтеры, призванные на первом этапе помогать пассажирам при выполнении новых правил. Люди, замеченные в хитрых манипуляциях, вернутся к началу пути на входной контроль.

Дальше - дело техники. Если вы получили зеленую или желтую наклейку, шагайте к регистрационной стойке. Если красную, вам на составление акта. Деликатес без документов, с весом, превышающим допустимые десять килограммов, предложат оставить в аэропорту. Ничего нового, так делается сейчас с товарами, запрещенными к вывозу в ручной клади. А "правильную" икру - с маркировкой изготовителя, сертификатом соответствия, удостоверением качества и кассовым (товарным) чеком - пропустят в любом объеме, выдав разрешающий акт. Да, у продавца на рынке теперь надо требовать все сопроводительные бумаги. Да, он должен их предоставить, а если отказывается, бегите от него прочь, ибо никто не знает, в каких условиях и кем производилась икра.

Нюансов, конечно, много. А будет ли учитываться вес тары? "Будет", - отвечает Андрей Здетоветский. А если вес икры превысит разрешенный на 100 граммов? "Скорее всего, расценят как погрешность", - успокаивает министр. А если я еду вдвоем с кем-то, мы сможем перевезти один куботейнер в 15 килограммов? Точного ответа пока нет, ведь эксперимент только начался, но, как подчеркнули в минрыбхозе, усложнять жизнь обычным авиапассажирам никто не собирается.

Новые правила разрешают одному человеку взять с собой на борт самолета десять килограммов деликатеса без документов

И еще один момент. Не получится ли так, что канал вывоза нелегальной икры останется и в дальнейшем? Просто если раньше 250 килограммов за рейс вывозили в багаже пяти человек, то теперь объем "раскинут" по 25... Возможность этого исключить нельзя.

Но, как уверены в правительстве Камчатского края, даже такие ограничения позволят существенно снизить объем браконьерской икры и сделают экономически невыгодной ее транспортировку. "Предполагаю, что этот канал перестанет использоваться организаторами грузопотока и они будут искать другие возможности", - резюмирует Андрей Здетоветский. Найти будет нелегко: иного пассажирского сообщения с Камчаткой, кроме авиационного, нет, а почта икру не принимает - скоропортящийся продукт.

Кстати

Если эксперимент на Камчатке окажется эффективным, его проведут и в других регионах. На Чукотке уже подготовили соответствующие обращения в Минсельхоз России и Росрыболовство. По официальным данным, с территории региона в 2022 году вывезено авиатранспортом не менее 12,4 тонны, а в 2021-м - 19,7 тонны икры неизвестного происхождения. "Урегулирование механизма перевозки икры авиатранспортом в багаже и ручной клади станет одним из дополнительных способов пресечения браконьерства", - пояснила председатель Комитета по рыболовству департамента сельского хозяйства и продовольствия ЧАО Алена Пиняева.

Поддерживают идею и в Хабаровском крае. "Мы двумя руками "за"! - говорит президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко. - Это решение перекрывает трафик незаконно добытой икры и очень актуально для нашего региона".