В поиске смыслов

В Красноярске прошел Х Межрегиональный медиафорум "Енисей РФ"
На юбилейную встречу собрались руководители и сотрудники ведущих российских средств массовой информации, а также блогеры, лидеры общественного мнения и отраслевые эксперты.
Пресс-служба правительства Красноярского края

- Первый форум прошел в 2010 м. Уже тогда мы говорили о конвергенции редакции, о давлении новых медиа на старые. Та дискуссия во многом актуальна и сегодня. Помню, когда обсуждали с профессиональным медийным сообществом цифровизацию, многие эксперты придерживались мнения, что интернет убьет традиционные СМИ. Да, некоторые закрылись, но далеко не все. Такие же опасения были в эпоху пандемии. Сегодня экономика испытывает колоссальное давление, и прежде всего это ощущает медиарынок: первые статьи расходов, которые режет бизнес, - медиа-бюджеты. Тем не менее наши медиа демонстрируют живучесть. Сегодня медиарынок стал более демократичным - зайти на него может любой, создав, например, телеграм-канал, который будет влиять на общую повестку даже больше, чем серьезные СМИ, - размышляет первый заместитель губернатора края Сергей Пономаренко.

В этом году в медиафоруме, программа которого включала 36 дискуссионных и практических площадок, участвовало более 650 человек из 38 городов России, в том числе столицы Луганской народной республики.

Красноярский край всегда занимал лидирующую позицию по качеству и количеству медиа. Сейчас в регионе работает почти пять сотен СМИ, 70 из них государственные и муниципальные, шесть - частные телекомпании, - такого количества нет ни в одном другом городе-миллионнике.

Главным событием форума стала панельная дискуссия "Общественное сознание страны и регионов. Основные тенденции года". Главный посыл: общество не успело адаптироваться к травмам того периода, когда царила пандемия. Тем временем настали новые геополитические потрясения.

Все это накладывает отпечаток на восприятие - и каждого человека, и общества. Некоторые социологи считают, что мы переживаем тектонические сдвиги. Другие полагают, что не стоит драматизировать: наша страна сталкивалась и не с такими событиями.

По оценкам экспертов, происходит масштабное столкновение двух идеологических платформ, которые сражаются за влияние. Первая - либеральная, на протяжении многих лет считавшаяся мейнстримом, - сейчас терпит крах, так как вступила в противоречие с российскими традициями. Еще не так давно слова "коллективизм", "патриотизм", "семейные ценности" считались едва ли не ругательными. Однако вектор изменился. Общество условно поделилось на тех, кто считает, что все сделал сам и никому ничего не должен, и тех, кто убежден: важна сплоченность и взаимовыручка для спасения России.

- 24 февраля показало нам, если говорить сленговым языком, кто либерал-курильщик, а кто настоящий либерал. Нестойкие дали деру, а те, кто любит свою страну, могут стоять на любой платформе и работать в ее интересах. Кто то еще надеется, что будет как раньше? Не будет. Мы живем в новых условиях. Да и линия раздела происходит по другой границе, ведь большая часть страны находится в удалении от театра действий и воспринимает происходящее как картинки на экране, - считает руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по защите прав пользователей сети Интернет Александр Малькевич.

Новые вызовы - это и новые возможности. Сегодня медиарынок находится в стадии активной перестройки. Санкции создали проблемы с оборудованием и программным обеспечением. С рынка ушли крупные мировые рекламодатели, и доходы СМИ, особенно федеральных, существенно сократились. На глазах меняются общественные настроения, интересы и потребности аудитории масс-медиа. Растет количество фейков, журналистика фактов трансформируется в журналистику мнений.

В этих условиях СМИ вынуждены меняться, подстраиваясь под новые политические, экономические реалии и запросы аудитории. При этом ключевым становится вопрос доверия зрителей и читателей.

Как показывают исследования ВЦИОМ, все больше россиян в поиске достоверного источника информации обращается к традиционным СМИ. Ежедневно включают телевизор 68 процентов россиян, и 49 процентов из них доверяют именно федеральным телеканалам. В интернет за новостями приходят 74 процента, но степень доверия здесь существенно ниже.

- Мы живем в эпоху постправды. Сегодня важно критичное отношение к информации. И этому нам надо поучиться у молодого поколения. У этой аудитории как раз высокий уровень критического мышления. Почти половина молодых пользователей интернета перепроверяют информацию и отбрасывают фейки, - отметила директор департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры РФ Екатерина Ларина.

Прямая речь

Алексей Додатко, председатель Законодательного собрания Красноярского края:

- Для медиа задача "заработать деньги" может преобладать над остальными функциями. При этом падает качество. Второй риск связан с вульгаризацией - проще всего заработать, следуя за аудиторией, отказавшись от статуса конструктора человеческих душ. Наконец, очень важно не скатиться до роли простого пропагандистского инструмента. Медиа, которые долго находились под давлением коммерциализации, должны заново сформировать и подтвердить свой экспертный статус.

Цифра

463 СМИ - государственных, муниципальных и частных - работают в Красноярском крае.