Такой подход позволит жителям снизить стоимость услуг для каждого отдельного человека, а властям - выделять субсидии, отмечают авторы инициативы. Согласно данным Росстата за 2020 год, без канализации живут 23% россиян, из них 4,9% не имеют вообще никакой системы удаления сточных вод. По данным депутата Госдумы Александра Когана, доступа к канализации нет у 25% населения, она отсутствует у 67% россиян в сельской местности. "Несмотря на то, что требованиями СанПиНа и правилами четко предусмотрено, что делать с этими отходами, ничего не происходит. Вопрос администрирования этого направления очень сложный и дорогой", - отметил депутат.
Сейчас у жителя, в доме которого вместо централизованной канализации - выгребная яма (есть многоквартирные дома и даже бизнес-центры с такой канализацией), есть два пути, отмечает заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Наталья Побединская. Первый - он может заключить договор на откачку слива с гарантирующей организацией - местным водоканалом. Но стоки из септика более концентрированные, и их обработка стоит дороже, поясняет Побединская. И если спецтариф для этого не установлен, а такая ситуация в большинстве регионов, то используется обычный тариф для водоотведения. Поэтому водоканалу принимать такие стоки невыгодно, и он эти услуги, как правило, не рекламирует.
Второй путь - частники, но они зачастую работают по "серой" схеме: официально сдают на специальные сливные станции лишь часть стоков. С большой долей уверенности можно предположить, что в "серой зоне" сегодня более 50% возчиков - они сливают откачанное в канализационные колодцы (в лучшем случае), а то и в природные водоемы или просто на землю, отмечают в "Росводоканале". Такие сбросы наносят вред экологии, вызывают дискомфорт у жителей из-за неприятных запахов, загрязняют водоемы, которые в том числе являются источниками питьевой воды. Абонент не обязан отслеживать, заключил ли перевозчик-частник договор с водоканалом, куда он дел откачанное, отмечает Побединская.
Методология и правила, которые были 15-20 лет назад, уже немного устарели, их надо модернизировать и предлагать новые, заявил Коган. Он поясняет, что особенно остро стоит вопрос в таких плотно заселенных территориях как Московская и Питерская агломерации, а также в южных регионах. "В некоторых субъектах Российской Федерации уже, в принципе, фекальные реки", - добавляет Коган.
Региональные операторы столкнулись с тем, что при вывозе мусора из баков получают не только пластик, бумагу и остатки еды, но еще и те отходы, которые должны были оказаться в канализации, рассказала глава Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла "Ресурс" Валерия Гулимова.
"Такая проблема есть как в южных регионах, так и в северных. Эту проблему может сократить механизм коллективной заявки на подключение центральной канализации, по аналогии подключения к центральному газоснабжению. У людей появится больше возможностей подключить коммунальные услуги, а региональные власти это могут субсидировать. В свою очередь федеральные власти смогут помочь людям, например, через выделение грантов", - рассказала Гулимова.
Коллективные заявки позволили бы сделать этот процесс более организованным и удешевить стоимость услуг для конечных потребителей, считает коммерческий директор коттеджного поселка "Павловы Озера" Валерий Лукинов. "Однако, как в случае с газоснабжением, это упирается в отсутствие свободных мощностей по приему стоков и жители будут ожидать подключения долгие годы. Именно обнародование планов по реконструкции очистных сооружений и возведению новых, позволит в полной мере решить проблему подключения к центральной канализации загородных жителей, а своевременный сбор заявок, в том числе коллективных, позволит муниципалитетам сформировать потребность в будущих мощностях и планировать строительство новых очистных сооружений или реконструкцию существующих", - отметил Лукинов.
Владелец строительной компании "Дом Лазовского" Максим Лазовский считает, что коллективное подключение к центральной канализации может помочь населению, но для этого нужны еще два фактора. "Первый момент. Финансирование на государственном уровне самих коммуникаций центральной канализации. Многие из этих сетей (особенно в отдаленных муниципальных образованиях даже Московской области) не ремонтировались со времен СССР и требуют комплексной реставрации. Второй момент - издержки взаимодействия. На данный момент нам не хватает координационной составляющей работы всех участников - как на уровне курирующих и регистрирующих органов, того же "Водоканала", так и муниципальных чиновников, подрядчиков услуг и, собственно, самих граждан", - заявил Лазовский.
Между тем
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ) заявила о подготовке поправок в законодательство о порядке вывоза сточных вод из домов, где нет централизованной канализации. Ассоциация предлагает обязать абонентов обращаться для откачивания стоков только в гарантирующую организацию - в местный "Водоканал". Тариф для таких стоков должен быть выше, чем для централизованной канализации. При этом для жителей может быть установлен регулярный платеж и регулярный вывоз отходов.