Корреспондент "РГ" выяснил, чем живет воздушная гавань имени Габдулы Тукая во времена кризиса и за счет чего планирует привлекать все больше путешествующих.
Коммерческий директор аэропорта "Казань" Андрей Лопатин аккуратно отметил, что на рост пассажиропотока влияют "известные сдерживающие факторы".
- Помимо ограничений на полеты в страны Европы и в южные города России, мы наблюдаем низкую покупательную способность населения, - констатирует он. - Рынок авиации на подобные ограничения реагирует расширением полетов в турецком направлении именно турецкими перевозчиками, ростом роли низкобюджетных перевозчиков и перевозчиков, располагающих флотом воздушных судов российского производства, а также ростом спроса на полеты в некоторые республики бывшего Советского Союза.
Несмотря на все ограничения из-за военной спецоперации, пассажиропоток из аэропорта Казани за пределы страны даже немного подрос. Однако объясняется это участившимися на 61 процент полетами в страны СНГ. Не секрет, что многие россияне отправились к соседям за банковскими картами, поскольку российскими за кордоном и на "импортных" сайтах того же бронирования жилья расплатиться сегодня невозможно.
- К сожалению, по дальнему зарубежью у нас минус 13 процентов по сравнению с прошлым годом, - говорит директор аэропорта Сергей Романцов.
Самыми популярными внутренними рейсами стали Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Новосибирск и Минеральные Воды, международными - Анталья, Стамбул, Дубай, Худжанд и Душанбе.
- В Худжанд за восемь месяцев было отправлено 32 тысячи пассажиров, рост к прошлому году 169 процентов. В Душанбе перевезли столько же, рост - 103 процента, - подчеркнул руководитель аэропорта.
Однако рассчитывать, что таджикские граждане резко заинтересовались Татарстаном как туристическим направлением, не приходится. По словам специалистов, жители Средней Азии используют Казань как транзитный город и уже отсюда разъезжаются по всей России.
Один из вариантов экономического выживания в непростых условиях - стать транспортным стыковочным хабом. И руководство воздушной гавани нашло для этого партнеров. Авиакомпания Nordwind уже зимой готова работать по такой модели и намерена ее развивать. То есть из Иркутска теперь не надо лететь для пересадки в Москву, чтобы попасть в Санкт-Петербург, Сочи или Минеральные Воды. Пересесть с одного самолета на другой можно и в Казани. Столица Татарстана становится перевалочным пунктом между западом, востоком и югом России. Стыковочное время - 2,5-4 часа. Планируется, что уже в скором времени доля транзитных пассажиров составит 20 процентов.
Тот же принцип и на редких международных рейсах. С ноября по средам авиакомпания запустила рейсы в Тегеран. И расписание составлено таким образом, чтобы жителям Санкт-Петербурга было удобно пересесть на этот самолет именно в Казани. Таким образом, и заполняемость на новом маршруте будет выше.
- Маршрутная сеть из Казани нашей авиакомпанией в ближайшее время увеличится более чем вдвое, - говорит заместитель генерального директора Nordwind Антон Маттис. - Примерно в два раза мы хотим увеличить и количество перевезенных пассажиров. Добавятся Краснодар, Красноярск, Анапа, Ростов-на-Дону, Якутск, Кемерово, Горно-Алтайск, Владикавказ. В общей сложности в летнем сезоне 2023 года мы планируем выйти на объем перевозок чуть менее миллиона человек.
Примечательно, что приятные изменения почувствовали жители не только Татарстана, но и соседних регионов. К примеру, самарцу Матвею Обросимову специально пришлось ехать с семьей в столицу Татарстана, чтобы опробовать новый рейс в Грозный, который запустился в начале октября.
- Вечно этой Казани везет, - говорит турист. - Несколько лет назад нам приходилось приезжать к вам для путешествий прямыми вылетами в Таиланд, теперь это же коснулось и внутренних рейсов... Город у вас, конечно, красивый, но подобные путешествия немного утомляют. Жалко, что из Самары таких рейсов нет.
За этот год карта вылетов из Казани сильно поменялась.
- Сегодня мы видим рост популярности внутренних туристических направлений. Жители ищут новые места отдыха, и основной задачей аэропортов и авиакомпаний становится создание прямых маршрутов, в обход московского авиационного узла, с более коротким временем полетов и низкими ценами, - говорит коммерческий директор Андрей Лопатин.
- В связи с проведением специальной военной операции большая часть ростовской зоны закрыта для полетов. Поэтому нам приходится пролетать над территорией Казахстана, над Каспием и возвращаться на запад для захода в Махачкалу и Грозный, - говорит командир экипажа самолета, летевшего из столицы Татарстана в столицу Чечни, Павел Дмитриев. - Но для пассажиров это вполне комфортно, полет в среднем длится два часа 50 минут. Несмотря на то что рейс только запустили, средняя заполняемость его 80-90 процентов.
Международный аэропорт "Казань" им. Габдуллы Тукая начал работать по зимнему расписанию. Сезон откроет армянская авиакомпания с рейсами в Ереван по вторникам. Одна из арабских бюджетных авиакомпаний организует регулярные рейсы в Шарджу и Абу-Даби. Вылететь поближе к солнцу и жаркой погоде можно будет пять раз в неделю.
В другой популярный туристический центр Персидского залива - город Дубай этой зимой рейсы будут выполнять сразу две авиакомпании, поэтому можно улететь в любой день. Традиционно популярными, в том числе и из-за ограниченности предложения, останутся курорты Египта. Два раза в неделю борты доставят туристов до Хургады и Шарм-эль-Шейха. В ноябре также должны открыться чартерные рейсы в индийский штат Гоа. Скорее всего, с периодичностью в 10-14 дней.
Заметно возрастет количество вылетов в Стамбул. Сразу три авиакомпании взялись за это направление, зимой к ним может присоединиться еще одна. Кроме того, окном в Европу для тех, у кого в порядке визовые документы, по-прежнему остается Сербия, полеты туда начались еще в сентябре. Астана и Алматы, как и Ашхабад, снова на связи с Казанью.
Зимой к списку иностранных аэропортов может прибавиться Тель-Авив. Но пока точной информации по рейсам в Израиль нет, все в стадии переговоров.
Добавятся и внутрироссийские рейсы в Южно-Сахалинск, Иркутск и Новокузнецк. Таким образом, горнолыжный курорт Шерегеш станет ближе для поклонников экстремального спорта. Многие рейсы по России субсидированы, так что билеты на них можно купить по вполне доступным ценам.