В настоящее время специалисты уже отладили системы автоматического управления и стабилизировали запуск мотора. Впереди испытания в составе летающей лаборатории Ил-76. Окончание тестирования силового агрегата запланировано на 2023 год.
Сертификации двигателя с нетерпением ждут авиастроители юга. Перспективный двухконтурный турбовентиляторный мотор можно будет устанавливать на строящиеся в Таганроге самолеты-амфибии Бе-200ЧС. Помимо этого, надежды на перспективную силовую установку возлагают в Ростове-на-Дону, где производят самые грузоподъемные в мире вертолеты Ми-26.
На Международном форуме двигателестроения (МФД-2022) генеральный конструктор Объединенной двигателестроительной корпорации Юрий Шмотин заявил, что работы с новым мотором будут проводиться по графику, который определит заказчик проекта - Минобороны РФ.
Напомним, что сконструированный еще в советские времена Ми-26 оснащается двигателем Д-136, созданным и выпускавшимся на Украине. Взлетная мощность Д-136 составляет 10 тысяч лошадиных сил, а в чрезвычайном режиме может достигать 11,4 тысячи лошадиных сил. Именно за счет этой колоссальной мощи Ми-26 способен перевозить грузы массой до 20 тонн, развивать высокую крейсерскую скорость и обеспечивать значительную дальность полета.
В военной модификации вертолет вмещает 82 десантника с вооружением или 60 раненых военнослужащих. Поэтому сейчас винтокрылая машина задействована в спецоперации на Украине. В начале сентября Минобороны РФ опубликовало кадры переброски Ми-26 специальной инженерной техники, бронированных ремонтно-эвакуационных машин, БМП и солдат в Харьковскую область.
Кроме того, Ми-26 может перевозить на внешней подвеске авиатехнику, в том числе тяжелую. Например, широкую известность получил эпизод 2009 года, когда в Афганистане российский вертолет эвакуировал подбитый моджахедами американский тяжелый вертолет Boeing CH-47 Chinook.
Увы, но после 2014 года промышленная кооперация российских вертолетостроителей и украинских мотористов оказалась нарушена, и ряд авиационных двигателей запретили к поставкам в Россию. С началом специальной военной операции завод "Мотор Сич" оказался на подконтрольной ВСУ территории, а его производственные мощности сильно пострадали в ходе боевых действий.
- Российские военные и промышленники хорошо знакомы с Д-136, освоили его ремонт и эксплуатацию. Однако сегодня это проблематично, а взять другой двигатель для Ми-26 негде, - сказал главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
По его мнению, Ми-26, оснащенный новым двигателем на основе ПД-8, надолго останется визитной карточкой тяжелой транспортной авиации ВКС России.
Кроме того, через три года начнет иссякать неоднократно продлеваемый ресурс украинских двигателей Д-436, которые установлены на единственных в мире реактивных гидросамолетах Бе-200ЧС. Уникальные амфибии строятся в Таганроге, эти самолеты используют для тушения пожаров и спасательных операций не только в России, но и в других странах Европы и Азии. Бе-200ЧС берет на борт 12 тонн воды и за одну заправку топливом может сбросить на очаг пожара до 270 тонн воды. Амфибии служат не только в МЧС, несколько новых машин пригодились и в морской авиации ВМФ России.
Эксперты полагают, что двигатель ПД-8 позволит Таганрогскому авиационному научно-техническому комплексу имени Бериева нарастить производство, улучшить финансовое состояние и выйти на новые рынки сбыта продукции. По данным "СПАРК-
Интерфакса", в 2021 году предприятие выручило 5,6 миллиарда рублей и получило убыток около 1,7 миллиарда рублей.
Кстати
Двигатель ПД-8 интересен не только строителям обновленного пассажирского самолета "Суперджет" (SSJ-NEW) и амфибии Бе-200ЧС, но и эксплуатантам - авиакомпаниям. Новый газогенератор снижает расход топлива на 3 - 5 процентов по сравнению с иностранными двигателями. При годовом налете 2400 часов это даст обновленному "Суперджету" экономию топлива 150 тонн в год в расчете на один самолет.