Главное новшество - на муниципальной маршрутной сети вводится регулируемый тариф: во всех автобусах будет установлена единая фиксированная цена и она будет неизменной в течение пяти лет, пока действует контракт с предпринимателем. Сейчас стоимость поездки определяет сам перевозчик, буквально месяц назад была попытка увеличить ее на девяти маршрутах с 30 до 32 рублей. Уведомление на этот счет предприниматель направил в мэрию. Там собрали согласительную комиссию со всеми заинтересованными сторонами и проверили расчеты транспортной компании. В итоге перевозчик принял решение не повышать цену билета. Модернизация системы общественного транспорта и регулируемый тариф, который планируется ввести с 2023 года, позволят избежать подобных случаев, утверждают городские власти.
Еще одно нововведение - изменение маршрутной сети. Как ранее уже писала "РГ", в прошлом году был объявлен открытый конкурс на разработку документов транспортного планирования Курганской области. По его результатам заключен договор с победителем - Российским дорожным научно-исследовательским институтом (РОСДОРНИИ), который провел обследование пассажиропотока в областном центре и курганской агломерации в целом. Как пояснил директор департамента развития городского хозяйства Андрей Плешков, специалисты пришли к выводу, что проблемы возникают из-за дублирования маршрутов.
- Коммерческие перевозчики ведут настоящую "битву" за пассажира: устраивают гонки, из-за чего не соблюдается график движения. При новой маршрутной сети мы полностью этого избежим, - заверил он.
Предварительно в муниципальной сети останется 40 из 62 маршрутов: дублеры уберут. Пассажиры при этом не пострадают, а качество обслуживания улучшится, автобусы будут следовать строго по расписанию, обещают в мэрии. Меж тем не все рады такой оптимизации, например, жители удаленного микрорайона Утяк признались, что пребывают в панике и просят оставить их единственный 42-й маршрут без изменений.
- Гонки автобусов - точно не про нас. И возможности выбирать разные виды транспорта, как в центре города, тоже нет. Мы записывали детей в образовательные и спортивные учреждения так, чтобы была возможность доехать до них без пересадки, теперь ее не будет, - обратились граждане в открытом письме.
В администрации Кургана убеждают: транспортное обслуживание всех районов, в том числе Утяка, будет обеспечено благодаря вводу в муниципальную сеть новых маршрутов. Кроме того, полностью обновится автопарк: в первый год заменят более трети автобусов, а потом постепенно все остальные.
- Уже довольно скоро ситуация начнет меняться к лучшему, - поддержали реформу в Союзе транспортных организаций области. - В отличие от прошлых лет, когда распределение маршрутов проводилось где-то в кулуарах администрации, сейчас город постоянно находится в диалоге с перевозчиками, совместно разрабатываются меры, которые способствуют развитию общественного транспорта.
Пока в Кургане думают, как лучше проложить маршруты, жители сел и деревень горюют, что к ним вообще не ходят автобусы. В частности, в Белозерском муниципальном округе автобусное сообщение есть только в 26 из 66 населенных пунктов. Прокуратура усмотрела в этом нарушение прав граждан на доступность транспортных услуг и подала иск в суд на бездействие администрации. Там требования удовлетворили, но как местные власти будут выполнять решение судьи, пока непонятно. Автобусы не ходят не только в Белозерском округе, но и во многих других - об этом говорили на октябрьском заседании комитета по экономической политике облдумы. У муниципалитетов просто-напросто нет денег, чтобы организовать пассажирские перевозки во все населенные пункты, а предприниматели не особо рвутся в глубинку: там много не заработать. Единственный способ исправить ситуацию - субсидировать муниципальные маршруты, как это было раньше. Правда, в Курганской области об этом речь пока не идет.