В первых шести городах по маршруту "Vежливых людей" принимали на ура.
Скандал разгорелся в Калуге, седьмом по счету городе турне. В соцсетях грянул гром: да там же людей расстреливают! Ну пусть не по-настоящему, но страшно. А в зале дети и беременные!
Эмоции перекочевали в электронные СМИ, разошлись по страницам газет. Результат: миллионы просмотров, общественники требуют от прокуратуры проверить спектакль, выяснить, что это за проект и кто его придумал?
"Замысел мой, - рассказывает "РГ" режиссер "Vежливых людей" Роман Разум. - Актеры - действующие военнослужащие и ветераны боевых действий".
Сам Роман родом из Луганска. Отец инженер, мама врач. 11 лет жил в Москве, в 2014-м вернулся домой, в Луганск, через год сформировал ансамбль "Новороссия".
"До сотни гастролей за год, - вспоминает Роман. - Потом пандемия, затем СВО, все ушли на фронт. Сегодня я, старший лейтенант 2-й гвардейской мотострелковой бригады ЛНР, откомандирован на этот проект. Наша фишка - иммерсивность, человек смотрит кино, а потом как бы из экрана выходят люди, и ты - участник спектакля. Проект уникальный, аналогов в России нет".
Роман Разум в Луганске создавал киностудию "Лугафильм", на котором сняли художественный фильм "Ополченочка". Он о трех женщинах, экипаже танка Т-64. Режиссер - Алексей Козлов, автор идеи и оператор - Роман Разум. Яркий сюжет, саундтреки: песни Юлии Чичериной и композиции рок-группы "Зверобой". Бюджет скромный, но иногда это и к лучшему. Компьютерной графики минимум, реализма - хоть отбавляй.
"Ополченочка" оставляет сильное впечатление. Настолько, что украинские спецслужбы похитили женщину-танкиста, которую посчитали главным прототипом героини. Вывезли на Украину, где она стала сотрудничать со следствием. Авторы заявили, что предатели не могут быть героями-прототипами, поэтому образ главной героини собирательный...
Но дело не в образе. На войне как на войне: если у одной стороны случается яркая победа на идеологическом фронте, то противник делает все, чтобы свести эффект к нулю. И в отношении "Vежливых людей" так. После спектакля зрители всегда в восторге. А вот соцсети живут какой-то особой жизнью. И там другие настроения: запретить!
Главный повод: сцена, когда в зал врываются бандиты в форме украинской армии, берут заложников из зрителей. И выстрелы...
В комментариях проводят аналогию с терактом на Дубровке.
"Во всех сценах участвуют только артисты, - возражает Роман Разум. - И главное: сцена "захват заложников" длится две минуты, а весь спектакль -1 час и 45 минут! Да, может быть немного страшно. Но в целом спектакль жизнеутверждающий. Сюжет поддержан компетентными людьми: первым зампредом комитета Госдумы по культуре Денисом Майдановым, директором музея Великой Отечественной войны Александром Школьником. И вообще, спектакль создан в городе-герое Луганске, это культурный проект по денацификации Украины!
К тому же представление начинается с пятиминутного объявления: будет использоваться охолощенное оружие, в зале пройдут элементы боя. Детей мы стараемся не допускать, у нас 14+. Но, например, в клубе дивизии им. Дзержинского из зала не удалось вывести подростков, их родители сказали: пусть останутся, должны все увидеть. А еще мы просим покинуть зал беременных, людей с больным сердцем".
А в пабликах акцент как раз на беременных. Пример постов из калужских соцсетей: "У знакомого жена беременная была там. До сих пор плохо" - "Хорошо, что обошлось и на месте не родила. Пока не рожу, в театр ни ногой..."
Дальше - больше. Юристы начинают раздавать бесплатные консультации: нужно сохранить билет и сходить сразу после спектакля к врачу, снять кардиограмму сердца.
"Я согласен с тем, что эффект неожиданности, особенно выстрел сзади, может напугать, - продолжает Роман. - Но сейчас идет священная война, гражданские должны почувствовать запах пороха, увидеть, с каким жестоким врагом мы воюем. Да, насчет беременных. В подмосковной Балашихе одна беременная женщина прямо сказала: "Я не выйду из зала, даже не пытайтесь уговаривать!". После спектакля я с ней общался, говорит: "Все нормально, очень понравилось".
Правда у каждого своя. Я искренне убежден, что если зритель может напугаться по-настоящему, то его нужно подготовить. Если мало пяти минут разъяснения, надо увеличить время. Да, очень непростая задача. Это примерно как анонсировать остросюжетный детектив: сюжет вас до последней страницы будет держать в напряжении и в полном неведении. А его название: "Главный злодей и убийца - садовник".
Но есть и вещи, которых делать нельзя. Например, сорвать турне патриотического спектакля якобы по просьбам народа. Ведь соцсети - это не народ, и уж тем более не его мнение. Это просто технологии, которые давно стали инструментом глобальной информационной войны.
Сами организаторы шоу пеняют на доверчивость пользователей соцсетей, зрителей и читателей. Пример: на сайте kaluganews.com сочный заголовок. Заглавными: "Украинские военные расстреляли зрителей в Калужской областной филармонии!"
Далее обычным текстом: "Не пугайтесь! Там просто показали спектакль о войне на Донбассе".
"Есть люди, которые читают только заголовки, - резюмирует Роман. - А все, кто побывал на спектакле, они за нас. Полные залы, провожают овациями".
А мне кажется, что дело не только в размерах шрифта и в быстрой утомляемости пользователей соцсетей. Тут что-то похуже.
Но только время нас рассудит.
В постановке задействовано 22 человека: пять в ансамбле, три технических сотрудника, остальные - артисты в образе наших спецназовцев и украинских диверсантов.
Руководитель проекта Роман Разум сам принимал участие в боевых действиях, получил контузию и осколочное ранение.
Даты ближайших спектаклей: 19.11 - Нижний Новгород, 24.11 - Москва. В планах есть и Севастополь, но на момент написания этих строк решение не принято.