Только Сбербанк закрыл 159 отделений, хотя это неудивительно - на крупнейший банк страны приходится 52 процента всех офисов. При этом в пресс-службе финансовой организации "РГ" пояснили, что покрытие территорий сервисами сохраняется на прежнем уровне, в том числе в отдаленных территориях. "Мы регулярно проводим аудит сети, и если городской офис имеет малую проходимость, а в пешей доступности есть другой, в котором работает больший штат сотрудников и предоставляется больший набор услуг, то услуги такого офиса переносятся в более крупный соседний, - отметили в пресс-службе. - В малых населенных пунктах развиваем дополнительные форматы обслуживания, мобильные офисы и сервис банковского платежного агента (возможность снять наличные и оплатить услуги в кассе магазина)". При этом в Сбербанке убеждены, что клиенты всегда будут пользоваться физической сетью в банках. Поэтому расширяется пул продуктов и сервисов в отделениях. Например, там можно отправить и получить посылку, в ряде офисов даже есть примерочные.
ВТБ пока сохраняет сеть на уровне чуть более 1,3 тысячи отделений. Хотя в банке признают, что наметился тренд по оптимизации расходов за счет неэффективных и дублирующих точек.
"Банки стремятся сохранить сеть максимально продуктивной, с удобным местоположением и клиентопотоком, при этом выполняя задачу бесперебойного доступа клиентов к финансовым услугам. В ВТБ тоже идет активный процесс модернизации офисов и их технического переоснащения. В этом году мы доведем число мультиформатных офисов до 90, в том числе в крупнейших городах", - отметили в пресс-службе компании.
Как показывает анализ потока клиентов, сейчас в отделениях ВТБ люди интересуются в первую очередь вопросами, связанными с банковскими картами - таких 28 процентов, оформлением продуктов в мобильном приложении - 16 процентов, а также потребительскими кредитами и ипотекой - 15 процентов. А вот ежедневные финансовые операции - переводы и платежи - клиенты уже совершают преимущественно в дистанционных сервисах. На онлайн-каналы приходится около половины всех оформляемых розничных продуктов. Доля вкладов и накопительных счетов, открытых онлайн, превышает 75 процентов, потребительских кредитов - 54 процента, рассказали в ВТБ.
Коммерческие банки, как правило, информацию о закрытиях офисов стараются не афишировать. Из нескольких запросов "РГ" никто подробную информацию раскрыть не согласился. И действительно, если в городе был всего один офис какого-нибудь банка и его решили закрыть - клиенты могут почувствовать себя брошенными. Конечно, многие вопросы можно решить онлайн, но не все. Да и наличие живого специалиста всегда "надежней" с точки зрения психологии, чем безликий телефон прямой линии.
А еще остается вопрос, как снимать наличные. Некоторые финансовые организации подключают партнерские программы, где можно без комиссии или с минимальными расходами снять деньги в банкомате другой финансовой организации. Можно перевести деньги через Систему быстрых платежей - но бесплатные месячные лимиты там в несколько раз ниже среднего объема депозита.
Впрочем, крупные финансовые организации эти варианты предвидят заранее. "Массового закрытия офисов мы не планируем. Даже наоборот - думаем об открытии дополнительных точек в регионах присутствия, кроме Ростовской области, где плотность офисов у нас и так достаточно высокая, - рассказал "РГ" зампредседателя правления банка "Центр-Инвест" Павел Матвеев. Это банк считается региональным, хотя обслуживает уже шесть регионов и Москву. Например, недавно открыли новый операционный офис "Майкоп" в Адыгее. Банк параллельно обновляет уже действующие офисы, в том числе меняет адреса размещения в лучшие локации. Оптимизация, но не сокращение.
Опрошенные "РГ" индивидуальные предприниматели и физические лица к новым тенденциям относятся с пониманием. Во-первых, подавляющее большинство из них обслуживается в крупных банках, которые так или иначе сохраняют большие филиальные сети. Кроме того, большинство операций клиенты готовы совершать онлайн.
- Единственным ограничением у меня была боязнь совершения крупных переводов через телефон. Вдруг что-то пойдет не так и уйдет не туда. Предпочитал идти в кассу и решать такие вопросы через "операционистку", - признался один из опрошенных "ипэшников". - Но сейчас я себя уже преодолел, и никаких проблем до сих пор не возникло. Верификации работают надежно.
По словам банкиров, мир сильно изменился - сейчас клиенты выбирают не только выгодные, но высокотехнологичные продукты. Соответственно, это является одним из ключевых конкурентных преимуществ современных банков. Поэтому в будущем конкурентная борьба между кредитными организациями будет проходить уже скорее в плоскости технологий, чем "территориальной экспансии", резюмируют опрошенные эксперты.