Внутри белого автобуса оборудована реанимационная палата на четырех пострадавших - с аппаратами ИВЛ, дозаторами, мониторами и кислородом. Кран-балка с лебедкой помогает перемещать пациента внутри комплекса, скажем, доставить к ванне для санобработки. Вода в двух баках по 250 литров подогревается с помощью двигателя, от собственного электричества работает и система кондиционирования. Есть операционная для малоинвазивных вмешательств. А в командно-штабном отсеке - видеосвязь, все для телемедицины.
- Мы полностью автономны, в любом чистом поле, - говорит заместитель главврача центра Иван Фролов.
Комплексов, созданных по патенту уральцев, в стране всего два: один здесь, другой у коллег в Крыму. В Свердловской области для мобильного госпиталя нашли много применений и в отсутствие ЧС, без развертывания надувных модулей. Например, во время пандемии в нем эвакуировали пациентов на ИВЛ. Еще одно "спецприменение" - транспортировка тучных больных с весом под двести килограммов и более. Их завозят в автобус на функциональной кровати. Но медики центра не ограничиваются только принятыми вызовами.
- Вот 34-летнего мужчину везут с инфарктом в маленькую больницу. Мы понимаем, что там ему не смогут сделать ни ангиографию, ни шунтирование. Почему направили туда? Говорят, тяжелый, в шоке. Передаем информацию в оперативно-диспетчерский отдел, вертолетом эвакуируем пациента в Нижний Тагил, - рассказывает диспетчер ТЦМК Александр Деменев.
Диспетчер следит за всеми вызовами экстренных служб в области. Допустим, на трассе Екатеринбург - Пермь произошло ДТП, куда поехали две скорых. Но в центре видят по характеру аварии: будет большое количество пострадавших. Подключают трассовую службу. Двенадцать трассовых пунктов расположены на трех главных дорогах, через каждые 30 километров. Пункт - это два вагончика, машина со спасоборудованием и вертолетная площадка. Фельдшеры и водитель аттестованы как спасатели. Время доезда - максимум 15-20 минут. Принципы работы трассовых пунктов тоже среди авторских разработок ТЦМК.
А когда в борьбе за жизнь пациента все решают уже секунды, в дело вступает санавиация. На вертодроме в Екатеринбурге у них три вертолета, еще один - в краснотурьинском филиале. Кстати, техническая мысль уральцев добралась и до винтокрылых машин: медики приспособили отечественный "Ансат" даже для перевозки новорожденных. Чтобы установить кювезы с системами жизнеобеспечения, пришлось кое-что доработать: в проекте участвовали ТЦМК, Областная детская клиническая больница и предприятие, делающее вертолеты. Как-то в воздушном инкубаторе перевезли сразу двух младенцев весом чуть больше килограмма.