"В этом году вероятность встретить подделку на модном рынке оценила бы как 1 к 5, - говорит доцент кафедры маркетинга факультета менеджмента университета "Синергия" Татьяна Суворова. - Даже во времена разгула "фарцовщиков" настоящих, фирменных вещей было больше - их привозили в основном из Европы. А сейчас в магазинах множество товаров из Китая и Вьетнама, где высока доля производителей-имитаторов". Есть и рейтинг оазисов, где риск нарваться на реплику выше всего: ТЦ "Савеловский", "Садовод", "Севастопольский", "Орджоникидзе", отмечает собеседник "РГ". Это и понятно: престижная заграничная одежда вряд ли может появиться среди ширпотреба. Но и в фирменных торговых точках нет стопроцентной уверенности, что на прилавке оригинал. Исследователь моды Наталия Ксенчак рассказала, что яркие брендовые вывески иногда становятся прикрытием для дешевых манипуляций. "Я работала в люксовом магазине, где можно было купить Bottega Veneta, и Loro Piana, и Versace, - вспоминает она. - Представители части брендов присылали ревизоров проверять оригинальность. Но далеко не все. У некоторых товаров просто убирали бирки "Сделано в Турции". Так что оригиналы и подделки были смешаны".
Растет не только количество, но и качество подделок, констатирует фэшн-эксперт интернет-магазина Shopping Live Ольга Денега. Чаще всего добротные реплики изготавливаются как раз в Турции. Но в среде модников покупать их всегда считалось моветоном, поэтому, вероятно, в бутиках и перешивали этикетки. Но качественную копию сейчас порой не определит и специалист. "Умельцы научились подделывать даже карты с номерами, по которым можно узнать все о вещи на сайте производителя", - комментирует Наталия Ксенчак.
Что же делать моднику? Вариант первый - покупать все в проверенных магазинах, которые не торгуют фальсификатом. Представитель университета "Синергия" Татьяна Суворова составила рейтинг таких заведений: "ЦУМ", Nikita Efremov, ТЦ "Афимолл", "Атриум", "Авиапарк", "Европейский", интернет-бутик Elyts. Второй вариант - заказывать одежду через посредников. Можно обратиться к байерам (менеджерам по закупкам) и представителям ресейл-платформ, которые закупают вещи на заказ, отвозят их в логистическую компанию, и уже та оформляет пересылку в Россию. В этом случае эксперты, опрошенные "РГ", советуют запрашивать у байеров сертификаты и другие документы. Активность фарцовщиков XXI века нарастает, но их деятельность вряд ли станет размашистой. Зарубежные фэшн-магазины, объявившие о закрытии, разными путями возвращаются в Москву. Например, H&M уже который месяц ведет "прощальную распродажу", все время завозя коллекции. Открыли двери Levis и Crocs, но потребитель от них уже успел отвыкнуть. На слуху новый бренд - "Сделано в Москве" или Created in Moscow. Это вещи от городских дизайнеров, которых раньше не было видно из-за засилья иностранных марок.