Если коротко изложить суть, "Профессионалитет" - это интенсивное ускоренное практикоориентированное обучение профессии с учетом запросов конкретного работодателя. Участие предприятий, заинтересованных в подготовке студентов, происходит на всех этапах: при оснащении колледжа аналогично основному производству, при составлении программы обучения. Заводские мастера становятся наставниками, даже преподавателями после соответствующей подготовки. И наоборот, педагоги образовательного учреждения стажируются на реальном производстве, чтобы строить занятия исходя из запросов предприятий.
150 тысяч студентов примерно 250 колледжей по всей стране с 1 сентября приступили к обучению по новой программе. Опорных предприятий-работодателей около 200, они представляют восемь отраслей: металлургию, машиностроение, легкую промышленность, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство, атомную, химическую отрасли, фармацевтику. Представители учебных заведений и предприятий-партнеров - 71 кластера из 43 регионов - приехали на Урал обменяться опытом, хотя пока он совсем небольшой.
- Это не маленький опыт - он единственный в Российской Федерации, - возражает начальник центра развития программ и проектов Института развития профессионального образования Елена Маклина и обводит рукой собравшихся. - Они первые! Причем у каждого из колледжей получился совершенно уникальный "Профессионалитет": все зависит от региональной специфики, особенностей работодателей. У кого-то он один и очень крупный, например, госкорпорация. А в сельскохозяйственной отрасли объединяются несколько агропредприятий, которые работают в кластере "Профессионалитета" вместе. Где-то всего две сетевые образовательные организации, а кто-то охватил своей деятельностью все образовательные организации в регионе.
В Самарской области машиностроительный кластер объединил сразу семь колледжей. Партнерами его стали все крупнейшие машиностроительные предприятия региона, но опорное, которое финансирует модернизацию материально-технической базы, одно - "ОДК-Кузнецов" Госкорпорации "Ростех".
- А у нас 17 работодателей в машиностроительном кластере, и все примерно равны по статусу, в некоторых случаях они даже конкуренты. Договориться, выработать общие программы очень сложно. И под всех 17 работодателей у нас идет "заточка" кадров. Это вариативное обучение, индивидуальные программы, - рассказывает начальник управления профессионального образования министерства образования и науки Челябинской области Ольга Статирова.
В Калининграде кластер создан на базе морского агропромышленного колледжа, входящего в состав государственного технического университета. Курирует проект Росрыболовство.
В результате обучения в каждом случае должен получиться нужный конкретному работодателю специалист, обладающий специфическими компетенциями.
- Программы обучения формируются на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Но универсальный солдат должен стать уникальным. В рамках вариативной части ФГОС, а это 40 процентов от общего количества часов, мы внесли содержание от работодателя. Унифицированная часть осталась у всех, но сварщик, работающий с плазменной сваркой в Росатоме, или сварщик на Новолипецком меткомбинате - это разные истории. Другое оборудование, другая специфика и скорости производства. Наша задача - чтобы работодателю не пришлось дошлифовывать специалиста в своем учебном центре, - поясняет Елена Маклина.
В Свердловской области четыре кластера - три металлургических и один машиностроительный, в них объединились 13 колледжей и десяток предприятий. Но только в одно учебное заведение привезли на экскурсию гостей-коллег со всей страны. Дело в том, что деятельность Первоуральского металлургического колледжа (ПМК) считают прообразом всей программы "Профессионалитет".
- Сегодня на первый план выходит взаимодействие колледжа с работодателем, а мы работаем в такой связке уже почти 12 лет. Сложилась система серьезной дуальной подготовки, которую мы сертифицировали в Германии. Классика дуального образования - это 40 процентов теории, 60 процентов практики, а еще когда предприятие с образовательным учреждением выстраивают единую философию подготовки кадров. Студент живет с компанией по одним канонам, он уже готов прийти на это производство сразу после обучения, - рассказывает директор колледжа Ольга Антипина.
Опорное предприятие ПМК, компания CYBERSTEEL, заявляет о готовности трудоустраивать 40-50 выпускников ежегодно в течение ближайших 10 лет. В колледже уже шесть лет работает управляющий совет, который возглавляют представители предприятия. Совместно с колледжем он разрабатывает программу обучения, помогает готовить мастеров образовательного центра.
Экскурсантам показали этот центр, где студенты работают на оборудовании, аналогичном тому, что установлено на "большом" производстве. В учебном цеху есть даже горячая и холодная прокатка труб, и ребята совершают те же производственные операции, что и их взрослые коллеги в корпусе по соседству - из окна видно.
Студенты по закону не могут работать на некоторых видах опасного оборудования до наступления совершеннолетия. Поэтому в образовательном центре ПМК созданы условия для получения навыков без риска для здоровья, а самые травмоопасные операции ребята осваивают с помощью виртуальной реальности. В ней воссозданы реальные цеха, агрегаты и инструменты, и будущие стропальщики, например, надев VR-очки и перчатки, закрепляют груз, поднимают и переносят его в указанное место, точно соблюдая порядок действий.
Несмотря на схожесть системы дуальной подготовки первоуральского колледжа с идеей "Профессионалитета", первопроходцам все же пришлось несколько скорректировать свою программу, чтобы войти в кластер.
- Помимо прочего мы сократили процесс обучения на год. Это дополнительная мера ответственности, потому что качество подготовки специалистов не должно упасть, - отмечает Ольга Антипина.
В будущем году количество кластеров "Профессионалитета" в стране должно удвоиться, к проекту подключатся новые отрасли, например строительство. Организованы они будут по тем же, уже опробованным, принципам - с отраслевыми нюансами.