Первыми проекты по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в России запустили Москва и Санкт-Петербург, они же и лидируют по уровню развития таких систем, подавая пример регионам. А там развивать ИТС начали в последние несколько лет.
Заметно смещение акцентов на компоненты, которые помогают решить насущные задачи, говорит генеральный директор компании "Ростелематика" Дмитрий Целиков. "От 40 до 70% агломераций устанавливают подсистемы, которые помогают в режиме реального времени отслеживать, предупреждать, менять условия дорожного движения и управлять светофорами в зависимости от развития транспортной ситуации", - поясняет он. В компании оценили степень внедрения в стране ИТС на основе реализуемых проектов.
Больше всего распространены видеодетекторы транспорта. На них приходится около 50% всего интегрированного периферийного оборудования в регионах. Видеодетекторы устанавливают для сбора данных о пробках и интенсивности движения машин. Дальше по востребованности идет оборудование дорожного управления с контролерами, которые регулируют работу светофоров. Тройку лидеров замыкают камеры видеонаблюдения состояния дорог и дорожной инфраструктуры - их внедрено около 20% от всего используемого сейчас оборудования.
В феврале этого года правительство выделило на развитие ИТС 7,35 млрд рублей. В 42 регионах должны были установить "умные" светофоры, внедрить навигацию для отслеживания пассажирами автобусов, а также установить информационные табло с данными о погоде и пробках. К 2030 году предполагается оснастить ИТС 82 городские агломерации.
Подобные системы были разработаны десятилетия назад в первую очередь для координированного управления светофорами, поясняет президент московского транспортного союза Юрий Свешников.
Причем, камеры и видеодетекторы - только одно из предусмотренных мероприятий по снижению аварийности на дорогах, замечает председатель Общероссийского движения пассажиров Илья Зотов. "Если брать в пример европейский опыт, то важно понимать, что дорожные проблемы там решаются комплексно. Например, за счет приоритета общественного транспорта и создания выделенных полос", - добавляет он. Видеодетекторы на европейских трассах используются повсеместно, но не для насыщения бюджета, а для снижения скорости за счет высоких штрафов. К тому же у нас средства выделяются на установку и запуск ИТС, но не на поддержание системы, замечает Зотов.
Тем временем, разгрузить улицы поможет новый сервис "Яндекс.Такси". Агрегатор объявил о запуске сервиса карпулинга. Одну машину смогут вызвать двое человек с попутными маршрутами.
Сокращать парковки на улицах по всей стране и увеличивать плату за стоянки предложил минтранс. Методические рекомендации утверждены распоряжением министерства от 22 ноября. Потребности в парковочном пространстве предлагается проанализировать отдельно в каждом районе. Спрос на длительное хранение автомобилей планируется удовлетворять посредством создания внеуличных стоянок и гаражей.
Дополнительная плата за парковку будет вводиться при условии занятости более 85% парковочных мест, не считая зон близ больниц и поликлиник.
Кроме того, внимание уделено общественному транспорту. Пассажирский транспорт станет доступнее благодаря увеличению количества рейсов, повышению скорости, реорганизации маршрутной сети в некоторых районах.