В документе, принятом в первом чтении, предлагалось продлить до 2027 года эксперимент в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Однако ко второму чтению в законопроект внесли поправку, согласно которой срок сократили, и теперь в нем значится иная дата - 31 декабря 2024 года.
Также поддержано предложение включить в число субъектов-экспериментаторов Санкт-Петербург и федеральную территорию "Сириус". Что касается последней, то поправка носит скорее технический характер, поскольку "Сириус" находится в Краснодарском крае. Тем не менее она необходима после придания "Сириусу" статуса федеральной территории. Деньги фондов развития курортной инфраструктуры "Сириуса" и Санкт-Петербурга также направят на проектирование, строительство, реконструкцию, содержание, благоустройство и ремонт рекреационных объектов.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, продление эксперимента положительно повлияет на доступность лечения в здравницах страны благодаря созданию в России современного санаторно-курортного комплекса. Эту инициативу поддержали в администрациях городов-курортов Ставропольского края, а также в Алтайском и Краснодарском краях.
- Курортный сбор стал полезным инструментом развития Кавказских Минеральных Вод. И туристы, и местные жители уже пользуются обновленной инфраструктурой городов КМВ. На средства сбора мы реализовали более 70 проектов. Хотим ли продолжать эту работу? Конечно, - заявил глава края Владимир Владимиров.
По словам основателя и генерального директора хилинг- отеля Green Flow Rosa Khutor Александра Тертычного, взимание курортного сбора в Краснодарском крае четко отлажено и оправданно. Несмотря на то, что его размер небольшой, итоговая сумма получается существенной благодаря большому количеству туристов.
- Территории должны развиваться, так как первое впечатление об отдыхе складывается не в отеле, а сразу в момент попадания на курорт. Важно все: туристическая инфраструктура, ландшафт, ухоженность объектов, комфортность пребывания, то есть благоустройство в целом, - говорит эксперт. - Для меня также важно, чтобы администрирование было максимально прозрачным - от планирования до отчетности. Людям нужно знать, на что тратятся их деньги, какие объекты модернизируются, какие строятся, что в планах.
Он также считает, что принимать решение - взимать или нет курортный сбор - должны региональные власти, так как они напрямую взаимодействуют с местным бизнесом, хорошо понимают его возможности и потребности, имеют представление о туристическом потоке. Нелишним будет поднять размер сбора.
- Чтобы компенсировать издержки, можно проиндексировать ставку с дисконтом от инфляции. Но опять-таки все должно быть индивидуально на разных территориях, потому что в регионах существенно отличаются и стоимость отдыха, и платежеспособность населения. Повышая ставку курортного сбора в соответствии с уровнем инфляции, важно не забывать об уровне доходов в первую очередь граждан нашей страны, - добавил Тертычный.
Прежде чем продолжать или завершать эксперимент, властям каждого региона нужно оценить, был ли опыт полезным, считает эксперт по гостиничному делу Ксения Богоявленская.
- Там, где нововведение прижилось, стоит отслеживать динамику развития туротрасли. Необходимо оценивать, какие гости едут в регион, есть ли сезонность спроса. Также следует сопоставить доход от сбора и траты на административную работу, чтобы понять, сколько остается на развитие туристических объектов. Если курортный сбор в регионе еще не введен, надо оценить перспективы: не отпугнет ли он потенциальных гостей, как повлияет на популярность и продвижение территории, - заявила Богоявленская.
Она добавила, что сейчас существует общий для всех территорий негативный фактор: выгоду от сбора получает регион, а затраты на администрирование несут отельеры. Персоналу гостиниц приходится вручную вести подсчеты, так как за автоматизацию процесса нужно платить.
- Не стоит вводить "налог на отдых" во всех регионах - это затормозит развитие внутреннего туризма там, где он только зарождается. Поэтому дополнительные сборы не должны стать отпугивающим фактором в регионах, которые сейчас необходимо продвигать и популяризировать, - уверена эксперт.
С этим согласен и ведущий научный сотрудник департамента информационной безопасности Финансового университета при Правительстве России Сергей Гатауллин. По его мнению, каждый субъект страны уникален и вводить какие-либо экономические меры унифицировано, а тем более директивно, - неразумно.
- Есть данные за четыре года проведения эксперимента, мнения местных властей, бизнеса и граждан, которые необходимо учитывать при принятии решения относительно его продления, - считает Гатауллин.
Он уверен, что законопроект, дающий регионам право вводить курортный сбор по своему усмотрению, соответствует нынешним тенденциям.
- В Ставропольском крае эксперимент подтвердил свою эффективность. Дополнительные средства были направлены на проекты обновления курортной инфраструктуры и строительство новых объектов. Это помогло местной туриндустрии соответствовать запросам отдыхающих. А значит, там эксперимент надо продлевать, - добавил Гатауллин.
Он также считает, что вовлечение новых регионов в эксперимент должно происходить только после внимательного рассмотрения всех социоэкономических факторов. Только в этом случае государство, бизнес и граждане получат от новых экономических мер синергетический эффект, соответствующий национальным приоритетам развития экономики.
Оксана Шустикова, директор по развитию и коммуникациям Tvil.ru:
- Российский сервис бронирования отелей и квартир Tvil.ru провел опрос в Telegram и узнал у владельцев отелей и руководителей служб размещения, что они думают по поводу введения курортного сбора. В основном отельеры относятся к этому сдержанно. На первый взгляд, фиксированный платеж 50 рублей в сутки, начиная со второго дня проживания, не самая большая финансовая нагрузка на туриста. Кто хочет приехать, приедет все равно. Однако собственники отелей утверждают, что гостей раздражает необходимость доплачивать какую-то, пусть даже несущественную, сумму.
Кроме того, введение подобного сбора - дополнительная нагрузка на владельцев гостиниц и администрацию курорта, ведь именно на них ложится обязанность по надлежащему оформлению этих платежей. "Такой сбор нужно включать в общую сумму системных отчислений, например налоговых, чтобы средства попадали в местный бюджет автоматически. Сейчас же кто-то платит, а кто-то нет. Причем многие нет", - рассказал один из опрашиваемых.
"Я считаю, что туристический сбор может быть полезен там, где он будет оказывать значительное влияние на доходную часть бюджета, то есть в небольших городках. А в Краснодарском крае на него в бюджете приходятся десятые доли процента", - рассуждает другой участник опроса. А вот еще одно мнение отельера: "Из-за повсеместного введения курортного сбора гости начнут отдавать предпочтение нелегальным гостевым домам, где его не требуют".
Закон о введении курортного сбора, принятый в июле 2017 года, предусматривает его взимание в 2018-2022 годах в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях и в Крыму (позже власти республики отказались от участия в эксперименте). Собранные средства поступают в региональные бюджеты и направляются на улучшение курортной инфраструктуры. Размер сбора сейчас составляет от 30 до 50 рублей в сутки, но не более 1,5 процента от стоимости поездки. В 2018-2021 годах в Алтайском крае было собрано 115,6 миллиона рублей, в Краснодарском - 538,1 миллиона, в Ставропольском - 904,5 миллиона.