Как прошел северный завоз в регионах Северо-Запада

Проект закона о северном завозе внесут в правительство России. К марту 2023 года его ждет рассмотрение в Госдуме. Документ направлен на обеспечение регулярности северного завоза и на снижение стоимости товаров. Вводится и само понятие "северный завоз", распределяются полномочия между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти, регулируется закупочная деятельность, порядок доставки грузов, мониторинга и контроля, вводится и комплекс мер поддержки участников северного завоза.
Большинство водоемов СЗФО замерзает, что ограничивает доставку грузов.
Большинство водоемов СЗФО замерзает, что ограничивает доставку грузов. / Николай Гернет

Все грузы разделили на три категории и установили приоритетный порядок транспортно-логистического обслуживания. К первой отнесли товары жизнеобеспечения населения и организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Такие грузы больше не будут простаивать в морских портах и терминалах в ожидании очереди на обработку. Для грузов северного завоза планируют ввести цифровую идентификацию.

Ежегодно на закупку и доставку более трех миллионов тонн грузов выделяют более 87 миллиардов рублей. Но постоянно случаются какие-то сбои. Их объясняют отсутствием координации и комплексного подхода к организации закупочных процедур и обеспечению транспортировки грузов. В результате сроки срываются, розничная стоимость товаров, включающая наценку за неэффективные закупки и логистику, недоступна для большинства северян. Например, цены на хлеб, сахарный песок, растительное масло выше в два раза, чем в центре России, а пастеризованное молоко - в 3,3 раза.

Решение всех этих проблем будет учтено в новом законопроекте. В периметре северного завоза находятся 25 регионов России, в том числе населенные пункты Мурманской, Архангельской областей, Коми и Карелии.

В Республике Коми в перечень труднодоступных территорий, где действует северный завоз, включены Вуктыльский, Ижемский районы, Интинский район - за исключением города Инта, Печорский район, кроме города Печора, поселков Изъяю, Каджером, Кожва, Сыня, Троицко-Печорский район - за исключением города Троицко-Печорск, Усинский и Усть-Цилемский районы. Благодаря государственной поддержке обеспечивается продовольственная безопасность отдаленных сельских территорий.

В региональный Минсельхоз за поддержкой обращаются предприниматели, чиновники заключают договоры с хозяйствующими субъектами. Торговое обслуживание налажено практически во всех населенных пунктах. Запасы товаров рассчитаны от 38 до 45 дней. Как отмечают в правительстве Коми, каждый житель должен иметь возможность приобретать товары и получать услуги, находясь на труднодоступной территории. Это зона общей ответственности региональной власти и руководителей на местах.

Кстати, по предлагаемому законопроекту появилась и ясность в отношении федеральных мер поддержки северного завоза. Теперь регионы смогут получать бюджетные кредиты для закупки и доставки приоритетных грузов, а также субсидии на финансирование транспортных затрат. Чтобы не допустить "закупочной анархии", субъекты должны представить трехлетние планы завоза. Эксперты признают, что длительное время завоз формировался стихийно. Есть надежда, что при систематизации процедур завоза снабженческие риски, остро актуальные для того же Заполярья, сведут к минимуму.

В законопроекте предлагают запустить механизм субсидирования регулярных грузовых перевозок по Северному морскому пути. Будут установлены льготные тарифы. Речь идет о каботажных перевозках между портами Санкт-Петербург и Мурманск и регионами Дальнего Востока. Каждый год на эти цели станут выделять по 560 миллионов рублей. Кстати, в прошлом году грузопоток по Северному морскому пути составил почти 35 миллионов тонн. К 2024 году его увеличат до 80 миллионов тонн.

- Для Архангельской области, где семь муниципалитетов имеют ограниченные сроки завоза грузов, принятие закона позволит упорядочить систему северного завоза, оптимизировать логистику, чтобы конечная стоимость доставленных товаров не влияла на уровень жизни населения, - говорит заместитель председателя правительства Архангельской области Виктор Иконников.

Тем временем грузоотправители региона надеются на снижение затрат, связанных с перевозками через Архангельский транспортный узел: в законопроекте предлагается определить опорную сеть, имеющую важное значение для бесперебойного снабжения территорий северного завоза, а судовладельцы в связи с этим рассчитывают на субсидии, которые планируется выделять в качестве господдержки регулярных перевозок по Севморпути.

В периметре северного завоза находятся 25 регионов России, в том числе населенные пункты Мурманской, Архангельской областей, Коми и Карелии

Кстати, из столицы Поморья северный завоз проводится не только в населенные пункты. Большинство труднодоступных арктических станций Росгидромета снабжаются продовольствием, топливом и оборудованием именно через Архангельск, где сегодня находится форпост этой федеральной структуры - Северное управление гидрометслужбы. Не так давно из очередного арктического похода вернулся высокоширотный ветеран "Михаил Сомов": судно доставило на труднодоступные метеостанции Поморья, Ненецкого автономного округа, Якутии и Чукотки топливо, продовольствие, аэрологические и строительные материалы, а также смену полярников.

После "Сомова" на фарватер Северного морского пути из Соломбальского терминала Архангельска отправилось судно с геологическим оборудованием на борту: транспорт доставит на Диксон и полуостров Таймыр новую технику для разведки и добычи каменного угля - тягачи, снегоболотоходы.

По словам начальника центральной буровой партии Росгеологии Сергея Кнышова, оборудование полностью отечественное. Геологи получат также новые жилые комплексы - спальные вагончики, бани, прачечные, столовые, необходимые для автономной работы специалистов в Арктике.

Кстати, в Росгеологии Архангельск называют ключевым перевалочным пунктом по снабжению крупнейших проектов на Ямале, Гыданском полуострове и Таймыре. А о том, что северный завоз в этом году как никогда ранее повышает востребованность порта, свидетельствуют цифры: согласно информации правительства региона, за девять месяцев текущего года рост грузооборота архангельского порта по каботажным перевозкам составил около 15 процентов, а в целом - около 30.

Мурманской области с географическим расположением повезло больше, чем Якутии или Таймыру. В доставке продуктов в рамках северного завоза она не нуждается, поскольку Кольский полуостров надежно связан с "большой землей" круглогодичным морским, железнодорожным и автомобильным сообщением. Однако эксперты уверены, что в северном завозе регион все же сыграет существенную роль.

- Базой для северного завоза может стать морской порт Лавна, который строится сегодня на западном берегу Кольского залива, - считает исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области Алексей Фадеев. - Вполне возможно, что через него пойдут грузы, необходимые другим арктическим регионам страны, поскольку Кольский залив не замерзает, в отличие от Белого моря, а порт способен принимать суда без ограничений по водоизмещению. Это означает, что операции по перевалке грузов через Мурманск могут вестись круглогодично. Кроме того, мурманские портовики имеют большой опыт в работе с самыми разными грузами.

К этому мнению присоединяется заместитель генерального директора по работе с экспертами Проектного офиса развития Арктики Александр Воротников. По его словам, пандемия ковида и санкции практически уничтожили существующие цепочки поставок, которые теперь придется создавать снова. В этой ситуации особую роль приобретает мурманский транзитный узел, развитию которого должны уделять особое внимание как федеральный центр, так и крупный бизнес. Порт Лавна имеет большой шанс стать началом новых логистических цепочек, которые можно будет использовать для северного завоза.

А в Карелии готовятся обеспечить труднодоступные населенные пункты, подлежащие северному завозу, подключением к интернету. В будущем году девять отдаленных поселков и деревень смогут выходить в Сеть. Все работы завершат до 1 апреля. По проекту доступ к интернету получат жители деревень и поселков с численностью от 100 до 500 человек.

Компетентно

Алексей Чекунков, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики:

- Скудный набор поставляемых товаров - это следствие минимальных сроков навигации летом и ограничений работы зимников. Необходимо активно работать над использованием альтернативных видов транспорта - аэроботов и судов на воздушной подушке, беспилотных летательных аппаратов и стремиться к круглогодичной транспортной доступности даже самых удаленных поселков.