Очередной "последней каплей" стала акция "Последнего поколения" в аэропорту Берлина на прошлой неделе. Участники группы на два часа заблокировали взлетно-посадочные полосы, в результате 15 рейсов, которые должны были приземлиться, пришлось перенаправить в другие города. Власти однозначно расценили действия экологов как "неприемлемые", "неразборчивые" и "потенциально опасные". Об опасности подобных акций заговорили даже представители "Зеленых", которые в общем-то всегда с пониманием относились к радикальным защитникам климата.
"Я за применение всей силы закона", - заявил министр юстиции Германии Марко Бушман после акции в берлинском аэропорту. Еще пару недель назад во время слушаний в бундестаге он выступал против ужесточения наказаний для экоактивистов, но сейчас, похоже, изменил свое мнение. "Решительных мер" со стороны государства требует и коллега Бушмана по партии и правительству, глава немецкого минтранса Фолькер Виссинг. Представитель социал-демократов и сенатор по внутренним делам Берлина Ирис Шпрангер заявила, что поднимет на ближайшем совещании глав МВД немецких федеральных земель вопрос о единых для всей страны мерах борьбы с акциями защитников климата. Речь, насколько можно понять, пойдет о превентивных арестах. Шпрангер еще в середине ноября выступала за то, чтобы увеличить срок таких арестов с сегодняшних 48 часов до более продолжительного времени. Это, конечно, не пять лет тюрьмы, как того требует оппозиция из ХДС/ХСС за наиболее опасные акции радикальных защитников климата. Но и уже не прежние штрафы, которыми раньше, как правило, отделывались экологи. В Баварии, где правит ХСС, аресты уже начались - в начале ноября там отправили в тюрьму на четыре недели 19 активистов. Ранее баварцев критиковали за чрезмерную жесткость, но теперь их подход находит все больше понимания.
Проект здания берлинского Музея ХХ века, созданный швейцарским архитектурным бюро Herzog & de Meuron, превратился из "здания будущего" в "убийцу климата". По задумке швейцарских архитекторов, новый музей современного искусства должен был поднять Берлин как культурную столицу выше Лондона, Нью-Йорка и Парижа.
Однако строительство арт-пространства теперь может затянуться на неопределенный срок: новый проект, напоминающий здание старинного вокзала, признан "неэкологичным и необоснованно дорогим". Представители Фонда прусского культурного наследия, ранее поддержавшие проект, и сторонники популярной в Германии концепции "экологичных музеев и туризма" раскритиковали архитекторов за выбор цемента в качестве основного строительного материала.
Дело в том, что на производство цемента приходится более 8 процентов мирового объема выбросов углекислого газа - это вредит окружающей среде больше, чем выбросы всех грузовых автомобилей в мире. Вызвала вопросы и вентиляционная система здания: по подсчетам Фонда, для обеспечения ее работы потребуется в четыре раза больше энергетических ресурсов, чем в среднем требуется для других музеев столицы - это может ударить и по репутации Германии, которая едва ли сможет соответствовать климатическим требованиям ЕС при таком объеме выбросов газа, и по бюджету страны - стоимость проекта уже удвоилась с момента утверждения проекта.
Стремительный рост расходов архитекторы объяснили сложностью проведения работ на болотистой почве, однако слов в защиту неэкологичных строительных материалов у них не нашлось. Бундестаг дополнительно выделил из бюджета 10 миллионов евро на развитие престижного проекта, но вместе с тем обязал архитектурное бюро доработать проект Музея ХХ века так, чтобы новое арт-пространство избавилось от клейма "убийцы климата".
Подготовила Ксения Мищенко