В новых реалиях именно на статс-секретарей, которые выступают связующим звеном между правительством и парламентом, легла особая ответственность. "Стиль отношений законодательной и исполнительной ветвей власти стал более четким и предметным", - утверждает спикер Совфеда. Из 26 поручений по итогам прошлогодней встречи нерешенным остался только вопрос об обращении с медицинскими отходами. Необходимый законопроект подготовлен и ожидает заключения кабмина.
Актуальности не теряет реформирование контрольно-надзорной деятельности. Остроту проблемы удалось снизить. "Тем не менее из регионов поступают сигналы, что, несмотря ни на что, "проверочный зуд", к сожалению, продолжается", - отметила глава верхней палаты парламента. По ее словам, теперь армия контролеров переключилась на школы и детские сады и выносит им штрафы с удвоенной энергией. Поэтому задача правительства - продолжать снижать число проверяющих органов, устранять дублирование их функций. "В целом делать все, чтобы система стала абсолютно корректной и прозрачной", - указала спикер.
Скорость подготовки законопроектов выросла почти в два раза, а нормативных актов - более чем в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом, рассказал вице-премьер и глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко. В уходящем году уже приняты 473 федеральных закона, что на 20% больше, чем в прошлом, из них кабмин внес 286. "Количество принятых законов увеличилось. Вместе с тем выросли и качественные характеристики по подготовке законопроектов и нормативных актов", - заявил Григоренко. Сейчас ни одного подзаконного акта нет в листе ожидания на принятие.
Вице-премьер пообещал, что в 2023 году как пилот появится институт автосогласования: если к концу срока будет отсутствовать реакция на документ со стороны коллеги или контрагента, который должен его одобрить, документ автоматически посчитают согласованным.
Тему госгарантий инвесторам на совещании поднял вице-спикер СФ Николай Журавлев. Он констатировал, что инструмент перестал выполнять свою функцию, поскольку гарантия перестала быть безотзывной. Сенатор напомнил, что вместе с депутатом Госдумы Анатолием Аксаковым разработал и направил в правительство законопроект, по которому любая государственная или муниципальная гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств по кредиту, должна быть безотзывной.
Замминистра экономического развития Алексей Херсонцев поддержал инициативу, его коллега из минфина Алексей Моисеев отозвался о ней скептически. По его словам, далеко не все получатели гарантий ведут себя добросовестно. "Наличие государственной гарантии - это возможность для инвестора, который реализует инвестпроекты, получить кредит на лучших условиях", - отреагировала Матвиенко. По ее мнению, минфину нужно тщательнее смотреть, кому раздаются госгарантии.
Оптимизировать процесс законотворчества предложил приглашенный на встречу первый зампред Госдумы Александр Жуков. "Может быть, не надо долго ждать, но по крайней мере по пять штук в один законопроект надо объединять", - сказал он. Тогда число принятых законов перестанет так заметно расти, зато будет серьезная экономия времени палат парламента и кабмина.
Валентина Матвиенко согласилась с тем, что нельзя создавать законы, как "лоскутное одеяло". По ее мнению, надо как-то систематизировать эту работу и, например, изменения в Налоговый кодекс, КоАП, бюджет и прочие основополагающие документы вносить раз в полгода. Законодатели порой сами путаются из-за количества вносимых поправок и дополнений, признала глава верхней палаты. Она добавила, что бизнесу и гражданам разбираться в этом еще сложнее. "Нет такой спешки, понимаете, чтобы срочно вносить сегодня одну поправку, завтра другую, третью. Давайте как-то систематизируем. Одним законом, если это необходимо, внесем и не будем так дробить законодательство", - заявила политик.